Что нового

Интервью с экспертами и заводчиками

http://kingcharles.forumgrad.com/t663-topic

На что обращает внимание эксперт?
Знание истории породы имеет наиважнейшее значение при оценках собак.

При опросе судей – важно ли знать историю породы и ее функциональность для оценки собак, некоторые ответили - «нет». К счастью, таких судей оказалось немного. Мы приводим здесь мнение трех весьма авторитетных судей АКС о том, что они думают о важности знания истории и функциональности пород при оценках собак.

Bill Shelton

Понимание породы, ее роли и истории происхождения имеют такое же важное значение, как и стандарты. Этих три области взаимосвязаны. Стандарты предназначены для визуальной интерпретации. История пород и их функциональность предназначены для углубленного понимания требований стандартов. Описания в стандартах являются только отправной точкой, чтобы лишь примерно понимать суть пород.

Чтобы быть судьей высочайшей квалификации, в конечном итоге надо изучить историю пород. История эволюций пород поможет глубже понять и осознать истинный облик собак. История пород содержит такие важнейшие подробности и детали экстерьера, которые вы никогда не найдете в стандартах.

В ходе изучения эволюций пород можно понять причины возникновения различных типов собак в одной породе, а также их разновидности. Можно узнать почему и в какой момент времени возникли анатомические особенности у различных пород. Это может помочь лучше понять причины возникновения разновидностей в породах, почему они имеют различные окрасы, структуру шерсти или тип оброслости, размеры и другие признаки. История определяет, как эти и другие характеристики были получены в породе. История дает хронологию важнейших событий в формировании породы. Если полагаться только на описание стандарта, то сущность и понимание породы просто невозможны. В ходе изучения истории пород мы узнаем не только о прошедших событиях, но и становимся как бы «очевидцами» деятельности заводчиков прошлых лет, а также причин и методов их селекции для привнесения определенных признаков в породу.

Edd Bivin

Как судья может узнать какой тип собак в породе является истинным? Ответ на этот вопрос можно найти только в истории происхождения пород. Страна происхождения породы является частью ключа к пониманию этого, но только ее частью. Нужно знать и понимать причины действий заводчиков, которые вывели определенные породы. В дополнение к этому очень важно знать – каковы функции пород и как это взаимосвязано с внешностью собак.

Возьмем в качестве примера уэльского терьера. Уэльс - это край, где испокон века живут очень крепкие духом люди, порой с непростыми судьбами. По натуре они очень суровы и прагматичны, не терпят никакой безолаберности в людях. Уэльские терьеры – это собаки, которые произошли стихийно из смеси всевозможных разновидностей рабочих собак, существовавших в тех краях. Таким образом, становится понятным, почему уэльские терьеры должны быть активными собаками с очень крепким костяком. Если уэльский терьер по своему типу напоминает фокстерьера, то это неправильный тип. Или – померанские шпицы. Они происходят из холодных субарктических областей планеты. Это значит, что померанцы способны достаточно долго находиться в холоде, имея теплую двухслойную шерсть, с очень густым и плотно прилегающим к телу подшерстком, предохраняющим от мороза и снега. Зная происхождение и историю, мы можем легко понять истинный тип собак, который способен выживать в столь суровых климатических условиях. Собаки должны иметь крепкий угловатый череп, с достаточно длинной мордой, чтобы иметь достаточно длинные пути для хорошего согревания вдыхаемого холодного воздуха прежде, чем он попадет в легкие. Поскольку померанцы (как и другие породы из семейства шпицеобразных) свой экстерьер получили в результате многолетней адаптации к различным климатическим областям, то их породные признаки определяют истинный тип собак в рингах.

Dorothy Macdonalds

Чтобы правильно оценивать собак необходимо знать все об их породах. Знание стандарта, конечно, важно, но недостаточно для его полноценного понимания. Для этого нужно знать происхождение пород. Неплохая собака будет иметь лишь внешнее сходство со стандартом, но истинная собака будет иметь, кроме всего прочего, отражение функциональных способностей своей породы. Поэтому для судей является очень важным умение выявлять и оценивать эту функциональную сущность.

Экстерьер породы не исключает даже изучения мифов. Например, китайский миф о том, что пекинесы произошли от любви льва и сурка может подсказать нам, что древние китайцы пытались вывести вид пекинесов с «сердцем и мужеством льва и внимательностью сурка». Важным элементом для понимания внешности йоркширских терьеров является легенда о том, как они были выведены в качестве истребители крыс на ткацких фабриках Йорка. Поэтому йорки должны иметь качество шерсти, как «шелковые нити, которые использовались на ткацких фабриках». И до сего времени шерсть йорков сравниват с шелком. Легенда о возникновении далматинцев позволяет понять, почему у этой породы «фирменной» является собранная рысь – чтобы бежать вровень с запряженными лошадьми.

Любой опытный судья, который знает о специфике работы и о чутье охотничьих пород не будет ожидать, что собаки в ринге будут бежать с задранной головою. Любой судья, кто видел работу отличных охотничьих собак не будет поощрять в ринге собак, которые несут голову без всякого наклона относительно линии верха.

Многие нюансы в породах можно понять только изучая их историю. Например, в начале 20 века филд-спаниель и кокер-спаниель различались только по весу. До этого на выставках так и было: «утром – в ринге кокеров, вечером – на ринге филдов». Но когда породы стали делить не только по весу, возникла необходимость в уточнении их различий.

Каждая порода имеет свою собственную историю. Каждая порода имеет свою собственную функцию. И обладание знанием в этих областях помогает судьям определять все даже самые малейшие различия между очень сходными породами.

Во время движения собак опытные судьи могут легко выявить малейшие отклонения в экстерьере, которые говорят об неспособности собак выполнять свою работу. Прежде всего, эти знания позволяют судьям понять сущность, которая имеет столь важное значение для породы.
 

Светлая память замечательному человеку...
Очень захотелось ещё раз поставить и почитать интервью с Ревазом Ревазовичем Хомасуридзе, которое брала у него журналист и ведущая нашей международной выставкой "ДАЛЬНИЙ ВОСТОК -2016" Лариса Ермакова.
«…если заводчик или судья, сказал ,что он уже все знает, то он обречен на забвение».
Реваз Хомасуридзе.
В преддверии Международной выставки собак всех пород «Дальний Восток 2016»,
которая состоится во Владивостоке 22 мая,
мы побеседовали с одним из авторитетных и уважаемых экспертов России, интернациональным экспертом РКФ- FCI
по всем породам собак, Ревазом Хомасуридзе.
Реваз Ревазович один из востребованных экспертов России.
За всю судейскую практику в копилке эксперта более тысячи выставок,
практически во всех странах мира.
22 мая 2016 года Реваз Ревазович будет проводить экспертизу собак во Владивостоке.
Вопрос: Реваз Ревазович,
как вы относитесь к столь бешенной популярности и славе авторитетного эксперта,

которую имеете среди заводчиков?
Р.Р.
Когда тебя уважают - это всегда приятно.
Но, чтобы тебя уважали - надо постоянно учиться и совершенствоваться.
Слава- это тяжкий труд.
Вопрос: собаки - это работа, смысл жизни или хобби?
Р.Р.
Это и работа, и смыл жизни, и хобби.
Можно ли все это совместить?!
Очень даже можно. Когда любишь то, чем ты занимаешься, все само совмещается.
Вопрос: для вас красивая собака - это произведение искусства или просто анатомическая модель?
Видит ли судья на выставке в собаке личность?
Р.Р.
Для меня красивая собака – это, прежде всего, произведение искусства.
Анатомически правильных собак много, а вот особенных собак, которые притягивают взгляд - мало.
Бывает достаточно одного взгляда в глаза собаке, и ты понимаешь, что она уникальна.
Это чувство сложно поддается объяснению, оно связано с душой человека и собаки.
Вопрос: для вас выставка собак - это работа, праздник или состояние души?
Р.Р. Выставка - это и удовольствие, и состояние души, и адреналин.
Это буря эмоций и шквал адреналина….
И неважно, я выставляю своих собак или сужу чужих.
Вопрос: если бы у вас была возможность изменить судьбу и прожить заново, вы связали бы ее с собаками?
Р.Р.
Я бы однозначно повторил свою жизнь и выбрал этот же путь.
Вопрос: считаете ли вы кинологию - сектой?
Р.Р.
Сектой - нет.
Секта движима одной идеей, а кинология – разнообразна и многогранна.
Она открывает невероятные горизонты для творчества и самореализации.
В сектах этого нет. Я, кстати, не приемлю никакие секты.
Вопрос: с кем вам комфортнее, с собаками или с людьми?
Р.Р.
В первую очередь, с собаками и определенными людьми, которых я понимаю, и которые меня понимают.
Это духовная совместимость.
Вопрос: когда и с чего началась кинология в вашей жизни?
Р.Р.
Свою первую собаку я купил, когда мне было 7 лет,
я заплатил за нее 5 рублей. (Это был 1972 год).
Мы с мамой шли по рынку и я увидел на руках старушки щенка,
с огромными и печальными глазами.
Это взгляд стал судьбоносным в моей жизни.
Так в моей жизни появилась Бэмби, внешне похожая на тойтерьера и корги.
Она стала мне другом и самым преданным существом.
Бэмби боготворила меня, нуждалась во мне, а мне нравилось заботиться о ней.
Тогда я узнал, что такое преданность собаки.
Когда мне исполнилось 11 лет, в Сухуми я впервые увидел на выставке собак - боксера.
И опять меня привлек тот же, проникающий в душу взгляд, который присущ только боксеру. Я влюбился в эту породу, но мама не разрешила купить мне боксера, так как считала , что он очень большой.
Она разрешила мне завести спаниеля и дала на покупку щенка 20 рублей.
Я же купил ирландского сеттера, слукавив по породе.
Мама какое-то время так и считала, что у нас в доме живет спаниель.
Когда Раде исполнилось 9 месяцев, я впервые пришел на выставку участником.
Рада стала первая в ринге, но получила серебряный жетон, потому что у нее не было диплома по испытаниям.
Пришлось со знакомыми охотниками ходить с Радой на охоту и получать диплом по испытаниям.
Мы легко сдали на 2 степень.
В итоге Рада стала чемпионом.
Вопрос: как вы стали заводчиком?
Р.Р.
Я очень много читал книг о собаках.
От корки до корки изучил А. Мазовера «Племенное дело в Служебном собаководстве» и произвел вязку,
над которой смеялись другие заводчики.
Я повязал Раду с ее отцом.
Ее отец был легендарной собакой. Этого производителя звали Пират,
он был чемпион Грузии и один из самых красивых сеттеров.
Безупречный по анатомии, с шикарной шерстью, которой не было у сеттеров тех времен в Советском Союзе.
Такую шерсть мы видели только у импортных собак.
Я знал, что иду на инбридинг, отдавал отчет,
что может быть плембрак и мне придется дарить щенков в хорошие руки,
но я хотел закрепить нужные мне качества.
И шел на риск осознанно.
Рада родила здоровых , полноценных и красивых щенков, многие из которых стали чемпионами.
Мне тогда было 14 лет.
В 15 лет я закончил кинологические курсы:
«Инструктор по служебной дрессировке собак».
Но дрессировка мне не нравилась, так она основана на подчинении животного.
Мне нравилось договариваться с собакой, а не подавлять ее.
В это же время я со своим напарником и хорошим знакомым ветеринарным врачом,
открыли в Сухуме клуб «Фауна», в котором объединили разных животных:
собак, кошек, хомячков, обезьян, птиц, аквариумных рыбок.
Начали организовывать первые выставки, на которых были представлены разные животные.
Но центральными фигурами были, безусловно, собаки.
Постепенно в клубе стало увеличиваться поголовье собак, и у нас образовался полноценный клуб любителей собак.
Вопрос: как и почему вы стали судей, кто был вашим наставником?
Р.Р.
Все само собой пришло.
Я любил выставки, любил сравнивать разные описания,
глядя на собаку.
Я уже хорошо разбирался в анатомии и понимал, что некоторые судьи либо плохо видят собак,
либо воспринимают их по-разному, либо плохо читают стандарт.
Мне хотелось стать достойным судьей.
Мой наставник была судья Э.Нуцубидзе, она брала меня на все выставки стажером и
именно Э.Нуцубидзе научила меня не судить технически собак, а воспринимать их как произведение искусства.
Она мне всегда говорила: «Когда видишь лучших из лучших, задай себе вопрос:
а хотел бы ты именно эту собаку забрать к себе, если ответ утвердительный,
то эта собака и есть лучшая, выбирай ее, не сомневаясь в выборе".
Я и сейчас , когда в Бэст ин Шоу выбираю лучшую собаку, задаю себе этот вопрос.
Выбираю не только по стандарту, но и сердцем, и душой.
Кстати, на одной из выставок мне довелось встретиться и с Александром Мазовером.
Меня удивило, что судья не дисквалифицировал молодую овчарку с неправильным прикусом.
Спросить о столь неожиданной и непонятной оценке у судьи, я не решился.
Скорее всего, эта была невнимательность судьи.
Но ситуация произвела на меня сильное впечатление, я осознал всю ответственность,
которую несет судья перед породой.
Вопрос: кто определяет развитие породы: судья или заводчик?
Р.Р.
Развитие породы определяет заводчик и только заводчик.
Только настоящий заводчик, а не разводчик, который думает лишь о продажах.
Настоящий заводчик никогда не считается с мнением судьи, никогда не обращает внимание на титулы собаки.
У него есть цель, мечта, идеал породы, который для него, как горизонт…
Который виден, но не досягаем. Ему никто и ничто не помешает в своей цели.
Если заводчик скажет, что он получил идеал, то заводчика больше нет.
Он умер.
Только не путайте настоящего заводчика и размноженца.
У размноженца нет идеала, нет горизонта, у него только деньги в голове.
Вопрос: существует ли выставка, которая навсегда осталась в вашей памяти?
Р.Р.
В 70-80 годах я судил выставку овчарок, в ринге была собака по сути,
которую я должен был дисквалифицировать, но я пожалел ее и дал ей самую низкую оценку.
У этой овчарки был какой-то человеческий, умный взгляд, выделяющий ее среди всех овчарок.
Хозяин привязал собаку на выставке и уехал, оставив записку, что она ему не нужна, так как не породная.
Я до сих пор испытываю чувство вины, словно я подписал приговор этой собаке.
Я помог пристроить овчарку, нашел ей любящие руки,
у собаки сложилась судьба и она обрела любящих хозяев.
Но чувство, что я могу повлиять на судьбу собаки, до сих пор не отпускает меня.
Навсегда запомнилась выставка в Милане в 2000 году. Чемпионат Мира.
Я проводил экспертизу Бэст ин шоу юниоров.
В ринге было больше 300 собак разных пород.
Было ли мне страшно?
У меня коленки дрожали от волнения. Представьте: софиты,
я в костюме, в центре ринга, не привыкший к прожекторам,
внимательные и изучающие взгляды коллег судей, которые придирчиво смотрят за моим судейством.
Это было волнительно, торжественно, адреналин зашкаливал.
Но я вспомнил слова наставника «Выбирай сердцем и душой» и среди всех этих прекрасных собак ,
я выбрал самых лучших.
По крайне мере, многие коллеги, как российские, так и зарубежные были согласны с моей расстановкой.
Вопрос: судья - это призвание или это практика, хорошая память или логика?
Р.Р.
Хороший судья – это, прежде всего, практика.
Я не верю в профессионализм судей, которые судят 3-4 раза в год.
Надо быть постоянно в теме, следить не только за изменениями стандартах, но и внутрипородными типами.
Собак надо видеть живьем , а не в интернете на Ютубе или на фото.
Я когда сужу в любой стране мира, после своих рингов,
всегда иду смотреть ринги других пород, особенно редких.
Наблюдаю за работой судьи, обращаю внимание какому типу он отдает предпочтение, беседую с заводчиками.
Я всегда учусь.
Если судья говорит, что он уже знает все, он обречен на провал и забвение.
Любой судья олраундер знает в совершенстве не более 100 популярных пород.
Если вам судья говорит ,что он знает стандарты всех пород, он лукавит.
Вопрос: почему так часто отличаются описания и оценки у разных судей, если стандарт один.
Р.Р.
Я думаю , что это либо разное видение у судей, либо незнание стандарта,
либо непонимание анатомии собаки.
Но мы говорим о глобальных несовпадениях, о типе, а не о мелких анатомических недочетах ,
которые могут проявиться из-за хендлинга или физической подготовки собаки.
Например , один эксперт отмечает слабоватую спину у собаки, другой через две недели-прочный верх.
Это объясняется тем, что через две недели собака была в лучшей физической форме.
Вопрос: Какие группы вы любите судить?
Р.Р.
В принципе мне все равно, какие группы я сужу.
Я люблю судить характерных собак.
Получаю удовольствие от судейства 2,3,8 и 9 групп.
Самая любимая - это девятая группа, безусловно. Люблю и вторую группу, в память о боксере и бульдоге.
Вопрос: насколько для вас важен хендлинг при показе собаки?
Р.Р.
Мне безразлично , кто выставляет собаку.
Не существует пока хендлера, который мог бы меня обмануть и скрыть недостатки собаки.
Ни один хендлер не сможет весь ринг контролировать собаку и мне достаточно беглого взгляда,
чтобы увидеть то , что пытаются скрыть хендлеры.
Не люблю , когда собак показывают в ринге собак - дети.
Есть конкурс «Юный хендлер», дети должны показывать свое мастерство там.
Не надо давить на судью жалостью. Это не прилично, в конце концов.
Меня возмущает грубое и хамское обращение с собаками, как в ринге, так и вне ринга.
Раздражает двойной и тройной хендлинг.
Когда собак ставят на игрушки, лакомства, мячики и даже морских свинок.
Также вызывают негативные эмоции хендлеры, которые бизнес на выставках ставят превыше всего.
Наберут кучу собак, с ними не занимаются и выбегают в ринг.
Нет контакта между собакой и хендлером, нет понимания. Хендлер сам по себе, собака - сама по себе.
В результате – судья «дурак», не правильно оценил собаку.
Каждый владелец собаки должен зарубить в голове как крупную занозу:
"Собаки и хендлер должны любить друга, быть одним целым".
У меня, например, кобель настолько любит своего хендлера, что ждет ее прихода ,
смотря в окно, забравшись на подоконник... Так и в ринге они и работают, как одно целое.
Смотрю и наслаждаюсь их тандемом.
Вопрос: насколько важны для вас движения собаки?
Вы когда - нибудь ошибались по движениям собаки, увидев ее в стойке?
Р.Р.
Движение собаки - это только уточнение.
Собаку видно в выставочной стойке и уже по стойке можно предположить, как она будет двигаться.
Природный баланс либо есть , либо нет.
Вопрос: какую стойку вы цените: свободную или искусственную?
Р.Р.
Предпочитаю свободную стойку на провисшем поводке.
Искусственная стойка раздражает, хендлеры часто сильно придушивают ринговкой горло собаки и сами того не видят.
Это смотрится очень жестоко по отношению к собаке.
Не приемлю любое давление на собаку на выставке,
собака должна быть счастлива с владельцем или с хендлером.
Ее глаза должны светиться от счастья.
Вопрос:Что вы ожидаете от встречи с дальневосточниками?
Р.Р.
Последний раз я судил у вас 6 лет назад.
С удовольствием еду к вам в ожидании чуда , красивых собак и блестящего хендлинга.
До встречи!
С Ревазом Хомасуридзе беседовала Лариса Ермакова.
 
Верх Низ