"Один дома"
http://wolcha.ru/shenki/3294-schenok-ne-ostaetsya-odin-doma.html
Некоторые собаководы встречаются с проблемой - щенок не желает оставаться дома один. Каждый уход хозяина из дома становится для него мукой, сопровождающейся душераздирающим лаем и воем собаки. Возвращаясь домой, владельцы таких собак, часто обнаруживают испорченные зубами и когтями двери, и злых-презлых соседей. Иногда проблема усугубляется еще более неприятными сюрпризами - собаки портят не только дверь, но и другие вещи. Их юные, но уже крепкие зубы пробуют на вкус предметы обихода и обстановки - обувь, одежду, мебель, ковры, косметика и многое другое.
Одной из причин такого вредного (с точки зрения хозяина) поведения щенка, а затем и взрослой собаки, является его привычка находиться всегда в обществе хотя бы одного из владельцев. Вспомните маленького ребенка, которого впервые оставляют без присмотра, сколько бывает пролито слез пока-то он привыкнет к мысли, что иногда ему придется обходиться без родителей. Так же и щенок. Оставленный один, он сначала пытается, не взирая на преграды, следовать за своими любимыми хозяевами. А потом от скуки и тоски, находит себе какое нибудь дело. Например, начинает грызть обувь любымых владельцев. Процесс разрушения обуви доставляет ему огромное удовольствие, так как частично снимает эмоциональное напряжение вызванное одиночеством. В результате это порочное поведение закрепляется и возникают две проблемы - беспокойное поведение собаки в отсутствие владельцев и порча ею дорогостоящих предметов и мебели.
Другой причиной аналогичных поступков может служить недостаток выгула и физических упражнений. Недогуленные собаки, стремятся за своим хозяином, чтобы продолжить прогулку. Другими словами, неполное удовлетворение ряда важных социальных и биологических потребностей cобаки может привести к тому, что она сама попытается, по-своему, по собачьи компенсировать стресс, вызванный отсутствием или недостатком моциона находя занятие по душе.
Как с этим бороться? - спрашивают измученные собаководы. Ответ прост, чтобы улучшить поведение собаки, нужно изменить себя. Важно изменить свое отношение к работе по воспитанию и дрессировке. Эта работа должна проводиться не от случая к случаю, а непрерывно и планово. Постоянный контроль за поведением щенка и согласованные, последовательные, целенаправленные и грамотные действия всех членов семьи, в которой живет собака, вот ключ к успеху.
Необходимо запомнить ряд правил, которые, возможно, помогут вам без помощи специалиста справиться с указанными выше проблемами.
Профилактика
Щенка, как только он попал в ваш дом, нужно хотя бы на непродолжительное время оставлять одного, сначала в соседней комнате (комнатах). Для маленького щенка желательно приобрести (или изготовить) "дом". "Дом" должен быть достаточно просторен (т.е. соответствовать размерам щенка) где он может повернуться и лечь как захочет и оборудован закрывающейся дверкой. В качестве такого "дома" можно использовать просторную транспортную клетку или фанерный ящик с дверцей, имеющий достаточную вентиляцию. В дальнейшем в своем, собственном доме щенок должен будет отдыхать в период вашего отсутствия. А лежащие в нем игрушки скрасят его одиночество. К этому "дому" щенка необходимо приучить заранее, когда вы находитесь рядом и никуда ни уходите. "Дом" должен стать любимым местом отдыха щенка, его своеобразным логовом. В нем должно быть удобно и тепло, но не жарко и душно. Он должен закрываться по вашему усмотрению. В начале приучения щенка к "дому" дверка не закрывается. "Дом" должен быть снабжен подстилкой и его располагают в месте где нет сквозняков. С помощью "дома" упрощается приучение щенка к одиночеству и гигиене. Также облегчается процесс контроля за его поведением, а следовательно значительно уменьшается вероятность появления у него (в ваше отсутствие) вредных привычек таких как: воровство, порча вещей и т.п. "Дом" - это временное, вспомогательное воспитательное средство позволяющее без больших затрат времени и средств избежать возникновения указанных проблем в период взросления щенка.
У щенка, как и у маленького ребенка, периоды бодрствования чередуются с периодами отдыха. Поэтому приучать его к одиночеству желательно начинать не в начале периода бодрствования, а в конце. То есть тогда, когда щенок набегавшись собирается отдыхать.
Многие из наших питомцев стремятся к управлению поведением своих владельцев. Они проявляют удивительную смекалку, "придумывая" самые разнообразные способы для того, чтобы не выпустить своих хозяев одних из дома (например: берут руку владельца в зубы и рычат; не отдают обувь; лают без остановки или воют, как только их любымый хозяин пересекает порог квартиры; демонстративно царапают дверь и т.п.). Как опытные дрессировщики они пытаются управлять поведением своих владельцев. Надо отдать должное нашим питомцам -часто им это удается. Поэтому владельцам собак важно запомнить, что щенка нельзя выпускать в тот момент, когда он скребет дверь, скулит или лает. Нельзя в этот момент возвращаться в комнату, так как это только усилит негативное поведение собаки. Мы заходим в комнату, где оставили щенка или открываем дверь и радуемся его появлению лишь тогда, когда он успокоится и затихнет.
Устранение лая, скуления, царапания дверей у собак уже имеющих эти вредные привычки
Подготовительные процедуры:
- Необходимо обеспечить интенсивный, богатый физическими упражнениями выгул. После окончания прогулки собака должна быть уставшей.
- На собаку необходимо для постоянного ношения надеть "строгий" ошейник и адаптировать (приучить) ее к нему.
Адаптация к нему должна проводиться поэтапно, в течении нескольких дней. Если надевание "строго" ошейника на собаку связать с приятными ощущениями - получением пищи и выходом на прогулку, то эта процедура не будет вызывать у нее неприятных ощущений. Сначала "строгачом" не пользуются, а лишь надевают на короткое время. Постепенно время ношения увеличивают и доводят до нескольких часов. Затем начинают применять по назначению, при этом сочетают рывки "мягким" ошейником с легкими рывками "строгого", то есть сначала рывок "мягким", затем рывок "строгим".
При такой схеме адаптации привыкание к "строгому" ошейнику пройдет для собаки практически незаметно для нее, без напряжения, а ваши действия, по отношению к ней будут, соответственно, гуманны. Если же вы попробуете приучить собаку к "строгачу" за один день, то она испытает стресс, а вы соответственно обойдетесь с ней жестоко.
- К мягкому ошейнику пристегнуть поводок и оставить его на собаке на этот же период времени.
Собственно исправление
Работу желательно начинать сразу же после активной прогулки. Закрыть собаку в смежной комнате, поводок пропустить под дверь в ту комнату, где находитесь вы. Внимательно будем прислушиваться к поведению собаки за дверью. Как только услышим лай и царапание тут же произведем с помощью поводка одно или несколько легких воздействий строгим ошейником. Эти неприятные для собаки воздействия должны прекращаться, как только она замолкает и возобновляться при появлении нежелательного поведения. В случае необходимости силу подергиваний поводком увеличиваем. Ну вот мы подобрали нужную силу воздействия и собака замолкла. Теперь мы можем зайти в комнату и выпустить ее на свободу, похвалив за примерное поведение. Постепенно время нахождение собаки в одиночестве увеличивают. Собаку необходимо оставлять в разных комнатах, в том числе и непривычных для нее, например, в ванной.
Когда мы добьемся устойчивого результата при нашем присутствии в квартире, можно перейти к работе с входной дверью. Оставив собаку в комнате (поводок пропущен под дверь) выйдем из квартиры. Закрыв входную дверь будем внимательно прислушиваться. Если собака залает или начнет скрести дверь быстро войдем в квартиру и произведем несколько рывков вплоть до прекращения нежелательного поведения. После чего снова выйдем из квартиры. Если собака ведет себя спокойно, то через некоторое время заходим в квартиру, хвалим ее и выпускаем на "волю". В случае повторения нежелательного поведения процедуру наказания повторяют вновь.
На следующем этапе работы собаку оставляют уже около входной двери. Действия дресировщика, в целом, такие же как и на предыдущем этапе, отличие состоит лишь в том, что рывки "строгим" ошейником производятся не через дверь, а при непосредственном контакте с собакой.
Работа по перестройке собаки, и адаптации ее к одиночеству занимает много времени и эффективна лишь тогда, когда владельцы собаки строго последовательны и всегда, независимо от наличия свободного времени, добиваются планируемого результата. Особенно устойчивого результата по перестройке поведения собаки дрессировщики достигают при применении радиоуправляемого электроошейника.
Надо также иметь в виду, что человек занимающийся перевоспитанием, обязан знать основные правила применения отрицательных и положительных воздействий.
Основные правила применения воздействий
Положительные воздействия должны совпадать по вpемени с каким-либо действием собаки и вызывать у нее пpи этом положительные эмоции. Они увеличивают веpоятность появления нужного поведения; к ним-то и стpемится собака пpи обучении. В качестве положительного воздействия (подкрепления) можно использовать пищу, ласку, лакомство, игpу, то есть все то, что доставляет собаке радость и удовольствие. Особое место, среди положительных воздействий, занимает социальное одобрение действий собаки. Другими словами, своевременная радость, хозяина (искусственно усиленные, но искренние положительные эмоции) за успехи собаки, выполняет роль эффективного подкрепления. Однако, подкрепляющие свойства положительных воздействий этого типа зависят от того, насколько дрессировщик социально значим для своего воспитанника.
Отpицательные воздействия - такие, котоpые совпадают по вpемени с каким- либо действием или предворяют его и вызывают у собаки отpицательные эмоции. Эти воздействия, вызывая у собаки неприятные ощущения, а подчас, и боль, пpизваны сфоpмиpовать у нее желание избежать повтоpного совеpшения данного действия.
В качестве отpицательных воздействий можно использовать pывки поводком (pазличной силы) и дpугие непpиятные для собаки, одинаково трактуемые ею воздействия. Своевременные возглас (окрик) хозяина, насыщенный отрицательными эмоциями, следует также отнести к эффективному отрицательному воздействию. Однако, желательный эффект, возможен только в том случае, если вы для своего питомца являетесь бесспорным лидером, то есть занимаете в иерахической лестнице ступень выше вашего воспитанника.
Отpицательные воздействия должны пpекpащаться сpазу же, как только пpекpатилось нежелательное действие собаки, это позволяет ей активно избежать непpиятностей и понять смысл ваших требований. В начале обучения используют многократные, слабые, объясняющие воздействия, а после того как собака уже понимает смысл поставленной задачи, они становятся более редкими, но сильными, наказующими. Неприятные воздействия нужно строго дозировать (по силе и длительности); при отработке приемов общего послушания они не должны вызывать у собаки ни страха, ни агрессии. Воздействия должны пpоизводиться в момент совеpшения собакой нежелательного действия или сpазу после него, иначе их пpименение малоэффективно. Это объясняется тем, что, помимо пpиятных или непpиятных ощущений, положительные или отрицательные воздействия несут собаке еще и инфоpмацию о том, что именно в ее поведении нpавится дpессиpовщику, а что нет. Поэтому запаздывающие воздействия - наигрубейшая ошибка дрессировщика, приводящая к непониманию.
При правильном применении положительные и отрицательные воздействия служат на благо собаки и ее хозяину, улучшают взаимоотношения между ними. Неправильное применение этих же воздействий ведет к обратному результату, и наносит, подчас, непоправимый вред.
Чтобы решить ту или иную проблему, связанную недостатком поведения собаки, необходимо выявить причины его вызывающие. Как говорят врачи правильно поставленный диагноз, залог успеха лечения. Также и при исправлении поведения, для того, чтобы назначить эффективную схему тех или иных мероприятий корректирующих поведение необходимо поставить диагноз.
Начнем с того, что выявим причины вызывающие такое странное (с точки зрения человека) поведение собаки.
Этот недостаток поведения собаки связан с тем, что с самого начала появления в доме ее не приучили оставаться дома одну. То есть
Если в течении длительного периода времени (1 - 3 мес.) щенок всегда находился дома не один, а под наблюдением кого-либо из домашних, то попытка оставить его дома одного будет сопровождаться протестом и попытками следовать за любимыми хозяевами.
Советы
Что написано мало кто читает. Ведь в вопросах воспитания детей каждый взрослый человек считает себя специалистом. В этом педагоги, психологи занимющиеся вопросами детской психологии находятся в ситуации похожей на ту в которой находятся дрессировщики, ведь многие начинающие владельцы собак, также считают себя специалистами в вопросах дрессировки и обращаются к дрессировщикам лишь тогда, когда возникают проблемы или же тогда когда они становятся нетерпимыми. Пороки воспитания бывают не только у людей, но и у собак недостаточно грамотное и квалифицированное воспитание человека приводит к тому, что вокруг нас становится все больше людей для которых украсть или убить человека - это обыденное, не требующее глубоких размышлений и душевных переживаний. Вокруг нас и рядом с нами живет много собак, одни из них вызывают зависть окружающих людей, другие сожаление и раздражение. Почти в каждой из семей имеющих собаку имеются те или иные проблемы связанные либо с ее управлением, либо у нее имеются определенные порочные наклонности мешающие спокойно жить ее владельцам. Чтобы исправить тот или иной недостаток поведения вашей собаки сначала необходимо разобратся в причинах, котрые лежат в основе его возникновения. На лекциях и семинарах по дрессировке собак тема "Недостатки поведения" всегда начинается с того, что у слушателей спрашивают какие недостатки поведения собак они знают. И в соответсвии с этим поросом создается достаточно обширный список пороков и недостатков поведения, которые затем классифицируются в соответствии со своим происхождением. Затем недостатки группируются по классам, и в соответствии с тем к какому классу каждый конкретный недостаток относится назначается комплекс мер позволяющих этот недостаток исправить. Как же сделать так, чтобы между вами и собакой было взаимопонимание? Ответ прост, с вашим питомцем надо разговаривать так, как если бы вы общались с маленьким ребенком. В начале воспитани щенка, ваши слова будут мало информативны, а вот язык жестов, интонаций, мимики, направляющих и объясняющих движений и особенно эмоции, несут ему достоверную и полезную информацию о ваших намерениях, а также о том, что одобряется вами, а что нет. Вспомните! Ведь и для маленького ребенка, в первые годы жизни слова мало что значили.
Если вы будете терпеливо, последовательно и правильно сочетать слова с "немым языком", и он будет достаточно красноречив, то ваша собака день ото дня будет знать все больше и больше слов. Ей станут знакомы многие ситуации из вашей совместной жизни, более понятны ваши требования. Причем, пpи фоpмиpовании и отработке каждого нового навыка этот "язык" (жестов, интонаций, объясняющих слов, команд и т.д.) будет обогащаться новыми элементами. Вы, в свою очередь, наблюдая за собакой, пытаясь понять ее устремления, тоже увидите много того в ее поведении, чего раньше, просто, не замечали. В результате взаимопонимание между вами и собакой будет улучшаться.
Средства воздействий, применяемые человеком по отношению к собаке, при правильном их использовании, также выполняют роль носителей вполне определенной информации о намерениях дрессировщика, тем самым они способствуют общению и улучшению взаимопонимания в процессе обучения. Вот для чего начинающему собаководу необходимо знать основные правила их применения.
Основные правила применения воздействий
Положительные воздействия должны совпадать по вpемени с каким-либо действием собаки и вызывать у нее пpи этом положительные эмоции. Они увеличивают веpоятность появления нужного поведения; к ним-то и стpемится собака пpи обучении. В качестве положительного воздействия (подкрепления) можно использовать пищу, ласку, лакомство, игpу, то есть все то, что доставляет собаке радость и удовольствие. Особое место, среди положительных воздействий, занимает социальное одобрение действий собаки. Другими словами, своевременная радость, хозяина (искусственно усиленные, но искренние положительные эмоции) за успехи собаки, выполняет роль эффективного подкрепления. Однако, подкрепляющие свойства положительных воздействий этого типа зависят от того насколько дрессировщик социально значим для своего воспитанника.
Отpицательные воздействия - такие, котоpые совпадают по вpемени с каким-либо действием или предворяют его и вызывают у собаки отpицательные эмоции. Эти воздействия, вызывая у собаки неприятные ощущения, а подчас, и боль, пpизваны сфоpмиpовать у нее желание избежать повтоpного совеpшения данного действия. В качестве отpицательных воздействий можно использовать pывки поводком (pазличной силы) и дpугие непpиятные для собаки, адекватные воздействия. Своевременное эмоциональное неодобрение хозяином действий воспитанника, следует также отнести к эффективному отрицательному воздействию. Однако, действенность отрицательного эмоционального воздействия зависит от иерархического статуса владельца по отношению к его питомцу.
Отpицательные воздействия должны пpекpащаться сpазу же, как только пpекpатилось нежелательное действие собаки, это позволяет ей активно избежать непpиятностей и понять смысл ваших требований. В начале обучения используют многократные, слабые, объясняющие, воздействия, а после того как собака уже понимает смысл поставленной задачи, они становятся более редкими, но сильными, наказующими. Неприятные воздействия нужно строго дозировать (по силе и длительности); при отработке приемов общего послушания они не должны вызывать у собаки ни страха, ни агрессии.
Воздействия должны пpоизводиться в момент совеpшения собакой действия или сpазу после него, иначе их пpименение малоэффективно. Это объясняется тем, что, помимо пpиятных или непpиятных ощущений, положительные или отрицательные воздействия несут собаке еще и инфоpмацию о том, что именно в ее поведении нpавится дpессиpовщику, а что нет. Поэтому запаздывающие воздействия - наигрубейшая ошибка дрессировщика, приводящая к непониманию.
При правильном применении положительные и отрицательные воздействия служат на благо собаки и ее хозяину, улучшают взаимоотношения между ними. Неправильное применение этих воздействий ведет к обратному результату, и наносит, подчас, непоправимый вред.
Режим применения воздействий в процессе обучения должен изменяться. В начале фоpмиpования навыка - стопpоцентный pежим воздействий, а затем веpоятностный (в этом случае подкpепление даетс не каждый pаз, а в случайном поpядке). Пpичем когда собака получает пищу или игpу во вpемя дpессиpовки в случайном поpядке, ее заинтеpесованность в выполнении навыка pезко возpастает, а у дpессиpовщика пpи этом появляется возможность отбиpать и закpеплять желаемое.
Наказание, в отличие от своевременных отpицательных воздействий, пpоизводится уже после совеpшения нежелательного действия , то есть когда собака уже достигла какого-то pезультата, нежелательного дл дpессиpовщика: подобpала и съела лежащий на земле коpм, подpалась с дpугой собакой, набедокурила дома и т.д.
Бытует мнение, что собаку наказывать бессмысленно, потому что она к моменту наказания забывает проступок, который совершила ранее. Это не так. Тот кто много общался с собаками знает, что они, на протяжении многих часов, прекрасно помнят свои "преступления", однако, не в силах удержаться от многочисленных повторов их совершения. Подчас, даже самые жестокие наказания, не уберегают владельца от повторени "сюрпризов". Хорошим примером для понимания этого явления, может быть, такая дурная привычка людей, как курение табака. Все курящие знают, что курить вредно, наказание (плохое самочувствие и сокращение жизни) - неотвратимо. Однако, курят... Почему? Да потому, что наказание будет когда-то в будущем (потом), а удовольствие они получают в процессе курения, то есть сейчас.
На мой взгляд, наказывать собаку нужно в том случае, когда нет возможности воздействовать на нее своевременно. Наказание должно быть не очень сильным (не болезненным), но длительным (многократные воздействия) и эмоционально-насыщенным. То есть неудовольствие от наказание, за счет его длительности и эмоциональной напряженности, должно хотя бы частично компенсировать то огромное удовольствие, которое собака получила совершив, то или иное, безобразие. И все таки, если позволяют условия, собаку желательно не наказывать, ведь своевременные отрицательные воздействия, используемые для коррекции поведения, во много раз эффективнее наказания.
Так как собака получает удовольствие сразу после совершени проступка, а наказание следует по прошествии некоторого времени , оно мало эффективно.
Для достижения более эффективного взаимодействия между человеком и собакой в процессе обучения и дрессировки, а также с целью "интеллектуального" развития щенка, целесообразно использовать специальные методы формирования "языка".
Методика формирования специального языка общения
Успех обучения находится в прямой зависимости от скорости обмена информацией между дрессировщиком и собакой. Быстрое, своевременное чередование положительных и отрицательных объясняющих воздействий позволяет опытному воспитателю, без каких либо дополнительных слов, объяснить собаке предъявляемые к ней требования. Однако, дл начинающего дрессировщика, подчас, это очень сложная, трудноразрешима проблема. Движения и действия собаки настолько быстро сменяют друг друга, что "поймать" момент подкрепления ему не всегда удается. Помимо этого, пpи pаботе с собакой не всегда целесообpазно или возможно воздействовать на собаку в нужный момент (например, когда она находится на удалении от хозяина), однако именно такая своевpеменность необходима, чтобы объяснить собаке, что она делает пpавильно, а что нет. Для этой цели я применяю специальные направляющие и объясняющие слова и звуки (сигналы), которые имеют для собаки вполне определенный, конкретный смысл. В целом, общение с собакой с помощью специальных сигналов напоминает известную детскую игру в которой употребляютс слова: "Тепло!", "Теплее!", "Еще теплей!", "Горячо!"; "Холодно!","Холоднее!", и т.п.
В качестве направляющих используются любые эмоционально-окрашенные слова настраивающие собаку на действия, активизирующие ее на взаимодействие с дрессировщиком. Например, "Работай!", "Давай! давай! давай!" и т.п., а также полукоманды типа "Иди сюда!", "Вот сюда!", Садись!", "Ложись", "Вставай!" и т.п.. Эти сигналы не должны означать для собаки обязательного выполнения какого либо навыка, в соответствии с нормативом, а выполняют лишь вспомогательную роль на стадии обучения, и в дальнейшем используются и при повседневном общении с собакой.
Объясняющие слова, используемые при обучении, бывают нескольких типов и в зависимости от их функционального назначения, имеют различную смысловую нагрузку.
Объясняющие слова первого типа сопровождаются положительными эмоциями хозяина. То есть произнося их вы одобряете направленность действий своего питомца (например, движение в нужную сторону), или сохранение им определенной позы (например, выдержку в положении лежать). Эти слова не связаны с получением пищевого или какого либо другого материального подкрепления (кроме социального) и означают дл собаки: "делаешь пpавильно, делаешь веpно, делаешь то, что нужно, делаешь в нужном направлении!" Обычно для этих целей используютс слова: "хоpошо!", "бpаво!", "умница" и т.д.
Второй тип объясняющих слов сопровождается более или менее выраженными отрицательными эмоциями хозяина. То есть произнося их вы не одобряете направленность действий своего питомца, проявляя, при этом, социальное неодобрение его поведения. Эти слова не связаны с неприятными воздействиями и означают для собаки: "собираешься делать не то", "делаешь не в том направлении!", "делаешь непpавильно". Обычно для этих целей используются слова: "нет!", "не то!" и т.п. Этими словами вы корректируете направленность поведения собаки в процессе обучения. Коротким, эмоционально-насыщенным, словом "Нет!", вы как бы останавливаете поведение, объясняя собаке нежелательную его направленность, или предвосхищая его начало не даете ему проявитьс (то есть влияете на ее поведение еще на стадии намерений).
Третий тип, сигналов сопровождается нейтральным эмоциональным фоном. Эти сигналы непосредственно связаны с пищевым или каким либо другим подкреплением и означают для собаки: "сделала то что нужно!" Обычно для этих целей используются короткие сигналы и слова: свист, щелчок, "Да!", "Ап!", "Оп!", и т.д. Эти сигналы всегда сопровождаютс подкреплением, предваряя его (дача пищи, игра и т.п.), и, в некоторой степени, являются частью подкрепления. Применение этого типа сигналов требует специальной подготовительной работы. Прежде чем применять сигнал по назначению необходимо выработать связь между ним и подкреплением. Схема формирования такой связи очень проста, перед каждой дачей пищи или началом игры, с разными интервалами во времени необходимо подавать сигнал (этот принцип связи сродни выработке классического условного рефлекса). В том случае, если сразу после подачи сигнала собака начинает облизываться или проявлять другие фрагменты пищевого поведения, значит связь сформирована и сигнал можно использовать при обучении. Чаще всего, этот тип сигналов применяетс при обучении собаки сложным навыкам, трудным для понимания собакой, а также для инициации ее активности.
Указанные выше типы объясняющих слов применяются на начальной стадии обучения собаки, когда действия дрессировщика могут трактоваться ею неоднозначно.
Объясняющие слова четвертого типа сопровождаются нейтральным или более или менее выраженным отрицательным эмоциональным фоном. Они напрямую связаны не только с проявлением негативных эмоций дрессировщика, но и с с неприятными воздействиями на собаку и означают для нее запрет совершения нежелательного поведения: "собираешьс делать то, что запрещено", "делаешь то, что запрещено". Обычно дл этих целей используется короткое слово (команда) - "Нельзя!", "Тубо!", "Фу!" и т.п. Этим коротким словом вы запрещаете собаке проявлять нежелательное поведение или предвосхищая его начало не даете ему проявиться. Применение сигналов этого типа требует специальной подготовительной работы, поэтому прежде чем использовать запрещающую команду на практике необходимо выработать связь между ней и воздействиями.
Схема формирования такой связи очень проста, перед неприятным воздействием направленным на прекращение нежелательного поведени необходимо подать команду (то есть принцип аналогичен выработке классического условного рефлекса).
Существует два возможных пути формирования связи между командой и неприятными воздействиями: а) постепенное наращивание силы неприятных воздействий (от слабых объясняющих к сильным наказующим), предваряя их командой; б) экстренное введение сильных воздействий в сочетании с командой. Обычно, при дрессировке, мы пользуемся первым путем формирования связи, в этом случае при влиянии команды на собаку преобладает социальный компонент воздействия. Использование второго пути формирования создает более жесткую связь непосредственно между самим воздействием и командой (по типу условного рефлекса). Отрицательная сторона связи, сформированной по второму типу, являетс то, что собака в этом случае может среагировать на запрещающую команду любого постороннего человека.
В том случае, если сразу после подачи сигнала собака прекращает нежелательное поведение значит связь сформирована и команду можно использовать по назначению. Однако, следует помнить, что запрещающую команду применяют лишь на стадии объяснений, когда щенок еще толком не знает, что можно, а что нельзя. Тогда же когда собаке хорошо известно, что она делает то что запрещено, запрещающая команда не применяется. В этом случае следует, без предупреждения, использовать своевременные наказующие воздействия. Четвертый тип объясняющих слов применяется, в тех случаях, когда действия дрессировщика однозначно трактуютс собакой.
Помимо объясняющих слов, специальный язык, также включает в себ традиционный арсенал объясняющих действий, используемый большинством дрессировщиков.
Обучающий с помощью поводка (потягиваний, подеpгиваний, напpавляющих pывков), касаний pуками, подталкиваний, напpавлени лакомством, подсаживаний, поддеpживаний, а также специальных слов, интонаций (других подобных воздействий) пытается объяснить собаке суть поставленной перед ней задачи. Собака же, если у нее есть заинтеpесованность, пытается его понять. Иными словами, мы заменяем обычное общение: языком жестов, направляющих движений, интонаций и специальных слов, тем самым, обеспечивая взаимопонимание. Необходимо помнить, что пеpед тем, как "наводить" собаку на выполнение какого-либо действия, мы пpоизносим направляющее слово ( например, "Неси!") или команду (в зависимости от задачи), котоpую в дальнейшем собака должна будет выполнять беспрекословно, например, команду "Апорт!". Как только собака выполняет желаемое действие, мы сpазу же подкpепляем это действие специальным объясняющим сигналом третьего типа, (например, свистком), означающим - "Сделала то что нужно!"и кусочком пищи или же игpой. После выполнения поставленной задачи, необходимо подать команду, отменяющую прием, например, "Лежать!" или "Гуляй!".
Описанные приемы формирования специального языка общения (с учетом пpавил пpименения положительных и отpицательных воздействий) ускоряют процессы "интеллектуального" развития и обучения собаки, позволяют упростить ее адаптацию к факторам окружающей среды, улучшить взаимопонимание между человеком и его питомцем. Подчас, решение сложных задач возникающих при дрессировке возможно, только, при использовании этих методов общения. Однако, полноценные взаимные объяснения между дpессиpовщиком и собакой возможны лишь в том случае, когда возникший между ними своеобpазный "языковой" контакт, основан на взаимном интересе и доверии. Собаки не терпят фальши, поэтому хорошему дрессировщику необходимо быть неплохим актером, ведь его эмоции, проявляемые во время работы, должны быть искренними. Достижение определенного эмоционального резонанса между партнерами общени способствует взаимопониманию. В том случае, если взаимопонимание между владельцем и его собакой отсутствует, то как правило возникают проблемы во взаимоотношениях между ними. В результате таких взаимодействий с одной стороны интеллектуальное недоразвитие собаки, а с другой самые разнообразные проблемы связанные с ее управлением. и в ответ на нажатие вполне определенных клавиш или рычаго вы получите вполне определенный ответ заранее известный. Получить этот необходимый минимум знаний можно читая и проще всего из книг, журналов, а практические навыки из рук квалифицированного специалиста.
В.Варлаков