Что нового

Мифы, легенды, поверья

Продолжение

В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Орфей, пытаясь вернуть Эвридику из царства мертвых, заворожил страшного сторожа Цербера своим пением. В другом - пророчица Сибилла покровительствовала бежавшему из разрушенной Трои Энею и помогла ему спуститься в подземное царство Аида, бросив Церберу лепешку со снотворной травой. Вероятно, ничто мирское грозному стражу не было чуждо, и обыкновенная подачка сокрушала все его жесткие принципы.

56TNY1fX.jpg


Если же учесть, что двухголовый пес по кличке Орфо пас коров чудовищного великана Гериона, то можно с уверенностью сказать: " деятельность " собак в мифах Древней Греции была самая разнообразная. В повседневной жизни греков собака занимала довольно почетное место. Вместе с человеком она принимала участие в охоте, которая была очень популярна. Держали собак в домах и как развлечение, и как охрану. Любовь Сократа к своей собаке была так велика, что он имел привычку клясться ее именем. Обратил внимание на собаку и Диоген - древнегреческий философ, киник. Он, как известно, жил в бочке, выражая этим свое пренебрежение к культуре и стремление к " естественному " состоянию. Символом свободы Диоген считал бездомную бродячую собаку.

В существование бога в образе собаки некогда верили и различные племена Эфиопии. Они усматривали одобрение какого-либо деяния по вилянию собачьего хвоста. Чем активнее было виляние, тем богоугоднее дело. Если собака вылизывала человека, то это воспринималось как великая милость Всевышнего, а злобный лай собаки в их понимании означал его явное недовольство. По сей день, папуасы Новой Гвинеи твердо убеждены, что если гремит гром, то это лают собаки, охраняя границы царства мертвых. Культ собаки был свойствен Древней Месопотамии, куда этих животных в незапамятные времена завезли с Тибетского плоскогорья. В клинописных документах, датируемых приблизительно четвертым тысячелетием до нашей эры, упоминается пес с четырьмя желтыми глазами. Ему была поручена охрана моста, через который надлежало проследовать в потусторонний мир душе покойника. В некоторых странах собаке " поручались " не только души людей, но и тела усопших. Там считали, что именно желудок животного - лучшее вместилище души покойного.

По поверьям древних египтян собака - важнейший элемент в заупокойном культе усопших. Она - страж преисподней и спутник загробного существования душ. В Египте бог мертвых Анубис представлялся жителям древней страны в виде человека с головой собаки или шакала ( иногда просто в виде шакала или собаки ). Он сопровождал души усопших в зал судилища, где взвешивались их сердца ( символ души ) на специальных весах, уравновешенных истиной. Анубису отводилась значительная роль в погребальном ритуале; одной из его важнейших функций была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию. Изображения Анубиса сохранились на стенах погребальных камер и гробниц. Статуя этого бога украшала храм Изиды и Озириса, гробницы в катакомбах Ком-Эль-Шугафа, являющихся одним из известных мест древнейших погребений в Александрии. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, одном из крупнейших городов и культурных центров Древнего Египта, на печати которого изображался лежащий над девятью пленниками шакал.

56TNY1fY.jpg


Центром культа Анубиса считался Кинополь - " город собаки ". И если кто из жителей других городов убивал собаку из Кинополя, то это считалось достаточным поводом для объявления войны. Дополнительно можно отметить и тот факт, что обязанности палача в Древнем Египте исполнял жрец в маске Анубиса. Почему же образ собаки связывался с таким сложным и ответственным моментом в жизни человека, как переход в неведомый живым потусторонний мир ? Почему именно собака должна решать судьбу души человека там, в другом мире ? Может быть потому, что в таком важном деле нужна честность и неподкупность, да и любовь к человеку нужна особая... А ведь именно эти качества так характерны для собаки. Или, может быть, ее избрали для этой процедуры по каким-то другим причинам, ведомым только древним ?

Источник: http://goldendog.net.ru
 
Легенды о животных
На Востоке существует много легенд, объясняющих происхождение и смысл знаков восточного гороскопа. Конечно же, никто не может точно сказать почему их назвали именно в честь Крысы, Быка, Тигра, Кролика, Дракона, Змеи, Лошади, Козы, Обезьяны, Петуха, Собаки и Свиньи. Но, есть несколько очень интересных легенд, которыми нам бы хотелось с вами поделиться.
Самая популярная гласит:
Однажды Будда пригласил к себе на праздник всех животных, которые захотят прийти (по другим версиям, Будда пригласил животных в честь своего ухода из этого мира), и пообещал тем, кто придет, выразить дань уважения, наделив подарком. Кроме того, в знак чести и отличия, каждое из них должно было получить по году, который впредь будет называться только именем одного животного. На зов Будды откликнулись только двенадцать животных. Но чтобы попасть к Будде, нужно было переплыть широкую реку, и Будда предложил устроить соревнования, кто приплывет первым получит первый год, кто вторым второй и так далее.
1452692408_67fa694b823c.jpg



Конечно же, первым приплыл могучий Бык. Но когда он отряхивался, чтобы предстать перед Буддой в подобающем виде, он тряхнул хвостом, и с хвоста, прямо к ногам Будды, слетела Крыса! Она еще на том берегу прицепилась к Быку, а когда он приплыл, больно укусила его за хвост, чтобы Бык кинул Крысу к Будде! Так Крыса стала первым из двенадцати животных, а Бык только вторым! Чуть - чуть отстал от Быка Тигр, которому достался третий год. С тех пор Бык и Тигр всегда соревнуются друг с другом!
Соревнование между Быком и Тигром так захватили Будду, что он не рассмотрел, что за животное приплыло четвертым! Или Кот, или Заяц или Кролик. За давностью лет истину установить невозможно, и у различных восточных народов так и осталось разночтение относительно хозяина четвёртого года. Пятым был Дракон, шестой оказалась Змея, седьмой Лошадь. Тут по реке пошла полоса тумана, и опять неясно, кто был восьмым Коза или Овца (а может быть, Баран).
Девятой в очереди стала Обезьяна. Почему прыткая обезьяна пришла так поздно? Она просто не хотела рисковать и внимательно присматривалась, наблюдая за пловцами. Лишь убедившись в безопасности мероприятия, она вошла в воду.
Десятым прибежал Петух (а может быть, и Курица, кто их, мокрых, разберёт). Он задержался, потому, что долго и обстоятельно рассказывал своей многочисленной семье, как она должна жить в его отсутствие.
Одиннадцатой прискакала Собака. С утра у неё была масса хозяйственных дел, и, едва с ними управившись, она разгорячённая - бросилась в воду. Говорят, потом долго кашляла.
И, наконец, последним появился Кабан (по другим источникам, прислал вместо себя Свинью). Он не очень спешил: не очень честолюбив, не слишком привередлив. Ему Будда подарил последний, но самый хороший год: год Кабана отличается изобилием и спокойствием.
Став владельцем целого года, животное передало ему свои типичные черты. Что же касается человека, то теперь, в зависимости от того, в каком году он родился, можно было определить его характер, судьбу. Рожденный под одним из этих знаков человек приобретал и типичные черты животного - его силу или слабость, доброту или злобу, гордость или скромность.
http://wolcha.ru/legendy-mify-o-sobakah/3795-legendy-o-zhivotnyh.html
 
Собака – друг человека и ее легенды
«Собака – друг человека». Это утверждение полностью подтверждает само себя. Издавна собака считалась самым верным помощником не только во время охоты на диких зверей, но и охраны жилища.
Собака сопровождает человека повсюду с древнейших времен. За многие тысячелетия люди сложили об этих животных множество легенд и сказок. В одних собака выступает мистическим защитником, благодетелем человеческих существ, в других животному также приписываются волшебные способности, но их истоком является обитель темных сил.
1452693179_fh9ylvhe238.jpg



Северные легенды про собак
Жизнь народов Севера тесно связана с собаководством. Псы здесь это не только тягловая сила, но и практически члены семьи, которые нянчатся с детьми и сопровождают хозяина повсюду. Вот одна из легенд о собаке, пришедшая к нам от жителей правого притока Енисея Остяков.
Однажды Бог увидел, как люди горюют, собравшись возле своего товарища, который погиб, упав со скалы. Тогда Творец послал на землю одного из своих сыновей, чтобы он успокоил людей и сообщил им, что умерший на седьмой день оживет вновь. Но сын Бога был очень непослушным. Он сказал людям, чтобы они скорее рыли яму для своего друга и закапывали его. Люди поверили и исполнили волю Бога, переданную его сыном. С этого дня люди на земле стали умирать. Узнав о проделке своего отпрыска, Творец рассердился. За непослушание он превратил его в пса, который должен всегда служить человеку.
Другая легенда, принадлежащая народу инуитам, живущим на Аляске, объясняет происхождение полярного сияния. В ней говорится, что чудесное явление природы появляется, когда на небесах танцуют души умерших собак и людей, напоминая о своем существовании. Поэтому земные псы всегда воют, глядя на полярное сияние. Они узнают в хороводе духов своих сородичей.

Легенды древнего мира
Собаку чтили в Древней Греции. Мифический пес Цербер охранял вход в подземное царство бога мертвых Аида. Огромное животное следило, чтобы никто не мог вернуться обратно из загробного мира. Существовала традиция класть в гроб усопшего сладкие пряники, чтобы задобрить Цербера. Иначе он мог съесть тело умершего.
О собаке писал и Гомер. Когда Одиссей вернулся после многолетних странствий на родину, прикинувшись нищим, никто не узнал его, кроме старого, слепого пса Арго. Верность животного до слез растрогала Одиссея.
С почтением к собакам относились и римляне. Они использовали их во многих ритуалах. Например, приносили в жертву перед битвой, чтобы вдохнуть в солдат дух победы.

Легенды народов Африки
В сказаниях африканских племен собака является посланником Всевышнего. Так миф племени химба повествует о том, что Бог передал людям вместе с собакой огонь. Она принесла во рту пылающую ветвь. С тех времен собаке позволяется спать возле огня и повсюду сопровождать человека.
В сказании племени ньянга говорится, что собака украла огонь у богов и принесла его людям. С тех пор пес и человек стали неразлучными друзьями.
Интересная легенда связана с происхождением пород голых собак. В ней говорится, что пес нашел в лесу младенца, которого потеряла мать и чтобы, обогреть его, стряхнул с себя шерсть. Родители, нашедшие малыша невредимым, в благодарность поселили животное в своем доме.

Собаки герои литературных произведений
Все мы читали в детстве сказку Г.Х. Андерсена "Огниво". В ней собаки выступают в роли всемогущих существ, способных выполнять любые желания. Именно они появлялись, стоило лишь главному герою высечь искру из волшебного огнива. Именно они принесли простому солдату богатство и счастье с прекрасной принцессой.
В повести "Собака Баскервилей" Артур Конан Дойл также использовал легенды древних кельтов, рассказывающие о существовании ужасного собакоподобного чудовища, приходящего за душами мертвых людей.
http://wolcha.ru/legendy-mify-o-sobakah/3796-sobaka-drug-cheloveka-i-ee-legendy.html
 
Собака в мифологии древних культур - Древняя Греция и Рим
https://wolcha.ru/2417-sobaka-v-mifologii-drevnih-kultur.html

На культурное развитие Греции во многом повлиял Египет. Так, Пифагор, вернувшись на родину из Египта, рекомендовал держать собаку у рта умирающего, поскольку именно это животное наиболее достойно получить отлетающую душу и навсегда сохранить ее добродетели.
Согласно греческой мифологии, трехголовый пес Цербер, на шее которого шевелились змеи, сторожил выход из подземного царства Аида, чтобы души мертвых не могли возвратиться в общество живых. Однако в самых ранних мифологических представлениях Цербер считался пятидесятиголовым, и лишь позже стал трехголовым. Во многих мифологических системах число 50 играло важную роль. Согласно древнейшим текстам, Цербер приветствует своим хвостом (а хвост этот - змея) входящих в ад и разрывает на куски тех, кто пытается убежать. В более поздней легенде он кусает новоприбывших; чтобы его умилостивить, в гроб умершего клали медовый пряник. В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Орфей, пытаясь вернуть Эвридику из царства мертвых, заворожил страшного сторожа Цербера своим пением. В другом - пророчица Сибилла покровительствовала бежавшему из разрушенной Трои Энею и помогла ему спуститься в подземное царство Аида, бросив Церберу лепешку со снотворной травой. Вероятно, ничто мирское грозному стражу не было чуждо, и обыкновенная подачка сокрушала все его жесткие принципы Там же, в царстве Аида, на берегах священной реки Стикса водились чудовищные собаки. Они сопровождали свиту богини Гекаты (древние приписывали ей то собачий лай, то собачью голову, то наружность собаки), которая блуждала безлунными ночами по дорогам и возле могил. Геката насылала на спящих людей кошмары и тяжелые сны. Она считалась помощницей в колдовстве. И чтобы задобрить ее, люди приносили ей в жертву собак. С образом Гекаты связывают Гекубу, жену троянского царя Приама. После взятия Трои она либо была перенесена Аполлоном в Линию, либо была превращена в собаку и бросилась в Геллеспонт. Это как раз и указывает на связь с Гекатой: в Ликии было главное место культа этой малоазийской богини. Мыс Киноссема ("песий курган") в Геллеспонте, где древние локализовали могилу Гекубы, назывался также памятником Гекаты. Образ древнеегипетского бога Анубиса проник в Грецию, где роль шакала занял волк. Появились представления о человеке с волчьей головой, прообразы будущих верований в оборотней. С волками связывался бог Аполлон. Храмы, посвященные Лирнейскому Аполлону, были широко распространены в Древней Греции. Знаменитая школа Аристотеля располагалась на земле именно такого храма. И слова "lyceum", "lucee" - лекторий, лицей, происходят от наименования этого бога, и тоже связаны с волком.
Аполлон носил эпитет "Lykegenes" - "рожденный волчицей", это говорит о том, что его мать Лета сопровождалась при приходе из Гипербореи волками (приход из Иного мира: связь с собаками). Если же учесть, что двухголовый пес по кличке Орфо пас коров чудовищного великана Гериона, то можно с уверенностью сказать: "деятельность" собак в мифах Древней Греции была самая разнообразная. Собака - атрибут Гермеса (Меркурия) в качестве посланника бога, так и Доброго Пастыря, сопровождаемого своим псом Сириусом, "всевидящим стражем". Сириус сопровождает также Ориона. Собака, будучи связанной с Эскулапом, может исцелять, давать рождение в жизнь новую; ее верность переживает смерть. Собаки Гадеса олицетворяют неприветливость рассвета и сумерек, опасного и демонического времени, когда бродят враждебные силы. Собак также приносили в жертву Эйлейфии. Посвящены также Гераклу (Геркулесу) и Диане (Артемиде) По словам Филострата во время чумы в Эфезе Аполлоний Пианейский приказал толпе побить камнями одного нищего старика. Когда после казни разрыли груду камней, покрывавшую несчастного, под ней оказался труп собаки. Эпидемия же после этого прекратилась. Плутарх писал, что собака причастна к отвращающей и очистительной обрядности. Для очищения человеку требовалось пройти между частями разрезанной пополам собаки. Иногда вокруг тела очищаемого обводили щенка. И народная медицина, и сельскохозяйственный ритуал также свидетельствовали о глубокой вере в отвращающую силу собаки. Плиний (со ссылкой на магов) говорил, что желчь черного кобеля защищает дом, окуренный и очищенный от всяких чар. С той же целью окропляют стены кровью собаки и зарывают ее под порогом. По словам того же писателя коготь собаки входил в волшебный препарат, делавший человека непобедимым. А пепел сожженного собачьего черепа считался лекарством от многих болезней. Против укуса ядовитых пресмыкающихся "...помогает и кровь от собаки, не хуже противоядий известных", при переломах рекомендовалось "...мозг дружелюбной собаки тогда приложить к переломам". По свидетельству древних авторов, писавших об агрономии, помет собаки, смешанный с гнилым сыром, предохраняет семена и растения от скота, а лай собаки, как и крик петуха, обращает в бегство духов и привидения.
Храм Юпитера в Риме сторожили собаки. Римляне приносили пса в жертву Марсу, когда хотели, чтобы родившиеся щенята были сильными и свирепыми, или на поле сражения, перед началом битвы, чтобы вселить в солдат дух храбрости и непоколебимости. Римский историк Квинт Курций Руф писал, что перед сражением для возбуждения смелости в воинах перед ними выставляли внутренности принесенного в жертву пса. Почитание собаки греками распространилось и на небесные сферы. Восход самой яркой звезды в созвездии Большого Пса - Сириуса - у афинян знаменовал начало нового года. Оно связано с именем собаки первого винодела Греции Икария и его дочери Эригоны - Меры (Майры ?), которая, не пережив трагической смерти своих хозяев, погибла в бурных водах реки. После гибели Меры боги превратили ее в созвездие Большого Пса, главная звезда которого - Сириус была названа так от старого древнегреческого слова - "пес, собака". Н
а Крите, родине громовержца, была золотая собака. Некогда она охраняла новорожденного Зевса и питавшую его чудесную козу Амалфею. Когда же Зевс вырос и отнял у Крона власть над миром, он оставил эту собаку на Крите охранять свое святилище. По преданию древнегреческие собаки спасли от врагов город Коринф. Пятьдесят собак охраняли цитадель. В одну из ночей, когда внутренний гарнизон спал, приплыла неприятельская флотилия, и на подступах к городу завязалось сражение с псами, верными своему дому. Помощь людей подоспела, когда в живых осталась лишь одна собака по кличке Сотер. Неприятель был разбит и цитадель спасена, а Сотер получил в награду за свою храбрость серебряный ошейник с надписью "Сотер - защитник и спаситель Коринфа". В его честь был воздвигнут мраморный памятник. Римляне также почитали своих собак. Их изображения выбивали на монетах, изображали на фресках, выкладывали в мозаичных панно, воспевали в стихах. В "Одиссее" Гомера старый пес Аргус - единственный, кто признает неузнаваемо преображенного Одиссея. Это, вероятно, первый случай собачьей верности, описанный в литературе. В праздник робигалии (23 апреля), посвященный божеству Робиг мужского (реже женского) пола, защищающему урожай от болезней колосьев и - вместе с богом Авверунком ("отвращающим") - римскую общину от бедствий, процессия одетых в белое граждан во главе с фламином Квирина направлялась в рощу Робига, где приносили ему в жертву рыжую собаку (воплощение солнечного жара или ржавчины) и ягненка с просьбой охранить колосья. Рыжая собака с той же целью приносилась в жертву незадолго до робигалии в ритуале augurium или sacrum canaris (от canis, "собака") неизвестному божеству.
При использовании материала ссылка на сайт wolcha.ru обязательна
 
В музее Востока открылась выставка «Под знаком желтой собаки»
https://rossaprimavera.ru/news/a75b31c8
Евгений Давыдов© ИА Красная Весна
Выставка «Под знаком желтой собаки» открылась в Государственном музее Востока в Москве 7 февраля, передает корреспондент ИА Красная Весна.
Поводом к открытию выставки послужило предстоящее празднование 16 февраля Китайского Нового года или праздника весны, символом которого считается желтая собака, сообщили организаторы выставки.
По мнению куратора выставки Натальи Гожевой, «собака — это амбивалентный символ»: с одной стороны, собака оберегает, с другой стороны, она может быть агрессивной, и в культуре многих стран это нашло свое отражение. В китайской традиции есть, например, небесная собака Тяньгоу, обладающая злым нравом, которая иногда кусает то солнце, то луну, после чего происходят затмения.
На экспозиции представлены скульптура и живопись из коллекции музея, объединенные единой темой — образом собаки в восточной культуре, начиная от китайских фигурок III века до н.э. и заканчивая резьбой по кости народов Севера.
Особую ценность представляет миниатюра из индийской рукописи XVI века «Бабур-наме» и китайская терракотовая фигурка собаки эпохи Хань (III до н.э. — III н.э.), а также мифологические фигурки собакольва шицзы.
Во многих культурах было особое отношение к собакам. В древнем Китае это животное считали проводниками душ усопших в подземном мире. В Японии фигурки животных являлись оберегом дома и помогали в рождении детей. В непальской культуре отмечают день собак. По одной из непальских легенд, собаки сторожат вход в рай. Трудно представить себе и искусство северных народов без образа собаки. В Древнем Египте и Китае существовал специальный обряд по захоронению этих почитаемых животных. В зороастризме собаку создал творец мира Ахура Мазда, чтобы животное охраняло людей от злых духов. Обо всем этом на примере экспонатов рассказано на выставке.
Напомним, собака является древнейшим из домашних животных. По мнению ученых, она была одомашнена в период верхнего палеолита. Так, останки собаки, найденные в пещере Разбойничья Усть-Канского района Республики Алтай, имеют возраст более 33 000 лет.

Читайте материал целиком по ссылке:
https://rossaprimavera.ru/news/a75b31c8
 
Да, есть чему учиться...

28958383_1589710444431346_5459873633157980810_n.jpg

смбат малеряндля Армения все собаки Հայաստանի բոլոր շները
9 марта

Ровно 83 года назад 8 марта 1935 г. на железнодорожной станции Сибуя в Японии завершилась история величайшей любви и преданности. Завершилась, чтобы никогда не кончаться. 11-летний пес породы акита-ину по кличке Хатико оставил земную жизнь и отправился на встречу со своим хозяином, возвращения которого он ждал на вокзале девять лет.
Смерть Хати оплакивала вся страна, в Японии был объявлен государственный траур. За год до своей смерти Хати лично присутствовал на открытии посвященного ему памятника на станции Сибуя.
Сегодня для влюбленного юноши назначить девушке свидание у памятника Хати означает дать слово любить и быть верным до конца.
 
Первый памятник собакам👇👍😉
Сотер — защитник и спаситель Коринфа.

В давние времена, греки держали собак во всех своих крепостях. Коринфская цитадель была оберегаема с внешней стороны аванпостом из 50 собак, располагавшихся у морского берега. Однажды ночью цитадель атаковали вражеские войска. Они высадились на берег, но собаки преградили ему путь, завязалась битва.
В живых остался один пес по кличке Сотер. Весь окровавленный, оставил поле битвы, помчался в цитадель и поднял тревогу. Спавшие солдаты пробудились и отразили неприятельский набег. Сенат постановил надеть Сотеру серебряный ошейник с надписью: "Сотер — защитник и спаситель Коринфа".
В память о Сотере и сорока девяти собаках был воздвигнут памятник ещё в IV веке до нашей эры.
https://wolcha.ru/1701-soter-zaschitnik-i-spasitel-korinfa.…
776982528_n.jpg?_nc_cat=110&_nc_ht=scontent-frt3-1.jpg
 
Юлия Савельева

#Собаки_в_мифах_легендах_«Разумом собаки держится мир»
Из Авесты

Быть может, самое точное и полное представление о роли собак в человеческой жизни содержится не в художественной литературе, а именно в мифологии. Уж во всяком случае, более обобщенное и сущностное – это несомненно. Именно по мифологии отчетливо видно, как с развитием сознания человека собака занимает в нем все более значительное место, и как от примитивных представлений первобытных народов человек переходит в отношении собаки все к более тонким, философским понятиям и различениям.
Самое первое мезолитическое захоронение - старик со щенком - обнаружено в Эйнане (Палестина); в неолите их уже гораздо больше, а бронзовый век, ознаменовавшийся помимо изобретения бронзы, еще и специализацией собак, уже дает картину подобных захоронений от Центральной Европы до Китая и от Чукотки до Месопотамии. (Картинка с захоронением) Конечно, первоначально этот обычай зижделся на понимании собаки как личной вещи, но очень быстро ее функция защитника проявилась и здесь. Причем, интересно, что поначалу функция эта применялась лишь к детям. Так, например, на Гавайях собаку убивали в случае смерти младенца, рассчитывая, что она будет оберегать его еще слабую душу. А эскимосы как символ защиты помещали в могилы детей собачьи головы.

Юлия Савельева

#Собаки_в_мифах_легендах_Но очень быстро для защиты от дурных загробных сил собак начали хоронить и со взрослыми, а потом собака стала не только стражем, но и посредником между людьми и духами. Возник двухсторонний процесс. С одной стороны, расширялись функции собаки в реальной, бытовой жизни (перевозка грузов в северных районах, охота и пастьба - в центральных и разведение в пищу - в южных). С другой – закономерно увеличивались и ее магические функции; собак начали умервщлять, дабы испросить выздоровления (нивхи), для получения пищи в голодные времена (нганасаны), для успешной охоты (ирокезы) и для охраны и покровительства жилища. Именно из последнего выросли и знаменитые тотемы – виды животных или растений, покровительствующих определенной группе людей. Тотем собаки сохранился до сих пор у ряда индейских племен северной Америки.
Занимая все больше места в жизни человека, собака все еще практически не затрагивала его сердца. Но вот сначала на скалах, затем на стенах, а после и на домашней утвари все чаще появляются изображения собак; конечно, пока они были чисто функциональны и обрядовы, но в них с каждым тысячелетием проступало все больше жизни и индивидуальности. Разумеется, искусство лишь отражало действительность, заключавшуюся во все возрастающем количестве пород и во все более человеческом к ним отношении.

Юлия Савельева

#Собаки_в_мифах_легендах_Отдельное место в истории мифологизации собак, безусловно, занимает Египет, где было такое количество пород, какого не встречается больше ни в одном из древних государств. Современная наука признает, что Египет знал никак не менее чем пятнадцать пород, включая охотничьих, пастушьих, сторожевых и священных, чему причиной было не только его географическое и климатическое положение, но и собственно любовь египтян к собакам. Когда в семье умирала собака, то все домочадцы погружались в глубокий траур, в соответствии с обычаем брили головы и длительное время не прикасались к еде. Тело умершей собаки бальзамировали и торжественно хоронили на специальном кладбище. Участники траурной процессии горько плакали и причитали, как при кончине близкого человека.
Такие зачатки личностного отношения и такое бытовое разнообразие не могло не отразиться и на религии - и египетская мифология стала так никем и не превзойденной вершиной обожествления наших братьев.
 
Юлия Савельева

#Собаки_в_мифах_легендах_Бог
Инпу (Анубис по-гречески) в египетской мифологии был покровителем умерших и почитался в образе лежащего черного шакала или чаще – дикой собаки Саб. Иногда он изображался и человеком с головой собаки. (Вот он – собачий триумф! Вот оно знаменитое «Мы с тобой одной крови»!) Анубис-Саб считался судьей богов, и его почитание из города Каса (Кинополь – город собак по-гречески) очень рано распространилось по всему Египту. В период Древнего царства Анубиса называли владыкой Расетау, то есть тем, кто стоит впереди чертога богов.

Иногда его отождествляли и с богом Исдесом – черной собакой. Согласно более поздним текстам Анубис был главным богом царства мертвых и считал сердца умерших. С конца 3-го тысячелетия до н.э. функции Анубиса переходят к Осирису, а сам он входит в круг богов, связанных с мистериями умирающего и воскресающего бога. Однако Анубис продолжал играть важную роль в погребальных обрядах: его главной функцией была подготовка тела к погребению, то есть бальзамирование и мумификация.

Кроме того, именно - и только - он мог возложением рук и магией превращать покойника в просветленного и блаженного. Он же встречал умерших, проводил сложными путями мимо опасностей, сторожил их, чтобы не дать уклониться от приговора, следил за его исполнением и за тем, чтобы все жертвенные дары были доставлены его подопечным в целости и сохранности. В принципе, Анубис был очень добросовестным и хорошим псом. Братом же его, как и в реальности сельскохозяйственного государства, был бог Бата – бык.

Итак, бог Анубис воплотил в себе все качества идеальной собаки в представлении того времени, оставаясь одновременно и существом хтоническим (связанным с царством мертвых) – и богом блага. В остальных же религиях, как правило, избиралась лишь какая-нибудь одна из двух этих ипостасей собаки. Посмотрим же на них в других древних религиях.
https://www.facebook.com/photo.php?...9Owk9AFi_BPFreG90vcX6LTjHBhSHwL0Exm2emD&ifg=1
 
Юлия Савельевадля ПодслушаноСобачники(18+)

#Собаки_в_мифах_ленендах_
Рим
практически не привнес ничего нового ни в человеческую, ни в религиозную составляющую отношения к собаке. Римляне по-прежнему, хотя и в очень небольших объемах, продолжали приносить собак в жертву. Так собаки (желательно крепкие здоровые щенки) отдавались богу войны Марсу, а 23 апреля в праздник, защищающий римскую общину от бедствий, процессия одетых в белое граждан во главе с жрецом направлялась в рощу, где в жертву приносилась рыжая собака как воплощение солнечного жара или ржавчины. Гаруспики тоже продолжали гадать по внутренностям собаки, но уже очень редко, предпочитая других животных.
Остались при собаке и ее хтонические функции в виде того же Цербера в царстве Плутона и в образе ларов, богов общин и земель, изображавшихся двумя юношами в собачьих шкурах и с псами у ног. Единственной новизной стало появление изображения собаки в прикладном искусстве, а также каникулярные дни, названные по звезде Сириус, звучащей по латыни как canicula – собачья. Ее появление 26 июля и первые дни после отмечались в римском календаре отдыхом, а название «каникулы» постепенно распространилось на любые перерывы для отдыха. (картинка фонтана)
Собака все больше уходит в реальную жизнь будущих европейцев, оставаясь в мифологии лишь слабой тенью былой значимости. Однако такое снижение ранга никак не влияло на восприятие собаки как на существо благородное. И только одна-единственная из древних религий объявила собаку дурной и нечистой. Эта традиция принадлежит иудаизму, где даже деньги, полученные за продажу этого «презренного» животного, как и плата проститутки, не могли быть вносимы в дом.
Псами называли лжеучителей, грешников, гонителей, нечестивых и язычников. Но все-таки даже и в Ветхом Завете есть один скромный собачий образ, избежавший брани - это история Товии, взявшего в путешествие с ангелом своего пса. «И отправились оба, и собака юноши с ними». Увы, даже и этот образ не первичен – в нем явственно читается отсылка к собаке Одиссея. (Картина Поллайоло). Итак, эпоха древних цивилизаций и верований подходила к концу, и собака, занимая все большее место в человеческом сердце, переходила из мифологии в область легенд. Но об этом в следующий раз.
NgELgdFyZ_BbDGeKRNLsfCCiJt8&_nc_ht=scontent-frt3-1.jpg
 
Юлия Савельева
Администратор · 20 ч.
#Собаки_в_мифах_легендах_В 1210 году Иоанн Безземельный подарил Гелерта принцу Уэльскому. Как-то принц уехал на охоту, а маленького сына оставил под присмотром верного Гелерта. Вернувшись домой, принц увидел, что ребенка нет, а морда пса в крови. Разъяренный принц выхватил меч и зарубил собаку – и только после этого увидел волка, загрызенного Гелертом, и услыхал лепет сына. Горько раскаялся принц и приказал воздвигнуть верному Гелерту памятник.
Но раннее средневековье уступает место зрелому, христианство окончательно покоряет мир, и параллельно с военными подвигами неизбежно развивается и мирная деятельность собак, в первую очередь связанная, конечно, с охотой. На долгие века главенствующую позицию в жизни европейца и в его устном и письменном творчестве занимает собака охотничья. Еще к VII веку относится красивая легенда о Святом Губерте
Был в Арденнском лесу небольшой городок, и охотился близ него веселый рыцарь и главный охотничий Пипина Волосатого Франсиск Губерт. И вот в чистый четверг отправился Губерт на охоту со своими собаками. Псы загнали роскошного оленя с огромными рогами в десять отростков. Страстно пустились собаки в погоню, но олень внезапно замер, повернулся к рыцарю, и потрясенный главный охотничий увидел меж рогами сверкающее небесным светом распятие. «О, Губерт, Губерт! – раздался вдруг голос. – Зачем ты меня преследуешь? Доколе из-за страсти к охоте будешь ты забывать о своем духовном спасении?!» Потрясенный Губерт отошел от суеты мира, стал священником, а на месте встречи с оленем построил монастырь.

Собаки же его стали называться гончими святого Губерта, и сам он стал покровителем всех охотников, всегда изображаемым с собакой. Также с собакой традиционно изображались святой Франциск, святой Бернар и святой Рох, которому она приносила хлеб и никогда не покидала его. Особое место занимал и образ собакоголового святого средневековой легенды "Христофоруса кинокефалуса". Красавец Репрев из Антиохи в III веке н.э. был настолько красив, что во избежание соблазнов попросил Бога обезобразить его, что и было сделано. Святой получил имя Христофора и собачью голову, став воплощением верности Христу. Так образ перерос в символ. Увы, церковь не потерпела такого святотатства, и с 1969 года этот святой исключен из всех календарей и упоминаний.


Юлия Савельева

#Собаки_в_мифах_легендах_«Собаки… были созданы для человека и для того, чтобы брать с них пример»
Пьер из Бовэ
Покончив с высокой античностью, человечество вновь вернулось в детство с его простыми сказками, полными грубых подвигов, войн и любви. И собака из друга и бога на какое-то время вновь превратилась в первую очередь в воина. Древние германцы успешно сражались с последними римлянами с помощью древних мастифообразных собак; Гай Марий проиграл им битву, Арминий одолел ими Вара, они защищали походные вагенбурги варваров. Прошла пара столетий, и вся Европа задрожала в страхе перед «рыцарями открытых морей» – викингами, наводившими ужас не только своими зверствами, но и псами.

Воинственные кельты, чье воображение поразили огромные брудастые борзые, сочиняли о них баллады… Ирландцы же, обожествлявшие собаку еще на рубеже тысячелетия, дали имя Кухулин (Пес Куланна) одному из главных героев своих саг. Впрочем, прирученные и превратившиеся в волкодавов, злобные псы стали частью уже мирного фольклора, ярким примером которого является ирландская легенда о Гелерте.
 
Юлия Савельевадля ПодслушаноСобачники(18+)
#Собаки_в_мифах_легендах_
Напоследок
хотелось бы поговорить и о собственно русских верованиях и преданиях, связанных с собаками. Конечно, Россия тоже не избежала двойственности, которая, как мы видим, присуща восприятию собаки в любой стране и в любые времена. Но преобладание позитива у нас все-таки превалирует. Даже предание о грехопадении несколько оправдывает собаку. Сотворил Господь собаку голой, и охраняла она Эдемский сад, где гуляли Адам с Евой. Когда же подошел ко вратам его дьявол, то собака, выполняя свой долг, не пустила его. Тогда дьявол напустил на нее такой холод, что бедная собака была вынуждена просить шубы – и за шубу пустила нечистого в рай

Собаки на Руси традиционно почитались, и еще в середине XVI века можно было встретить упреки иноземцев русским в «чрезмерном почитании псов». Языческая же история сохранила нам, например, такую легенду: Жил на Руси князь Бой, и было у него две верных собаки Ставр и Гавр. И так любил князь своих псов, что приказал воздавать им почести наравне со своими приближенными. А когда собаки умерли, то ввел особые дни для их почитания, и в эти дни к их могилам приносили пищу и питье. Пиршество продолжалось до ночи, и плакали князь и дружина, и выкликали усопших псов по именам…

А замечательные предания про «песьеглавцев» – европейских кэпкэунов – в основе которых лежит образ седьмого бога славянского языческого пантеона Симаргла, изображавшегося с песьей головой! Правда, после принятия христианства его стали именовать Паскудью или Переплютом. А умница Выжлок Ильи Муромца, а многочисленные сказки, в которых герой является «сыном собаки»!


Негативная же сторона отношения к собаке на Руси выразилась, конечно, в первую очередь в оборотнических мотивах, развитых у славян гораздо в большей степени, чем в Европе. Вырколаки, здухачи, караконджалы, богинки, босоркани, двоедушники – нет числа славянским псам-обортням, причем для сук были свои наименования, а для кобелей свои. Но для всех их характерно бродяжничество по ночам в виде собаки, а отсюда недалеко уже и до упырей, и вурдалаков. Помните у Пушкина: «Впереди пред ним собака на могиле гложет кость...» Так что, может, и не совсем зря боялся трусоватый Ваня.


Второй аспект негатива выразился на Руси в бранном значении слова «собака». К слову сказать, собственно на Руси бытовало название «пес», а «собака» – именование привнесенное, тюркское. А потому и во всех славянских языках выражение «собачья вера» бытует в качестве бранного, относящегося к иноверцам, что очень хорошо иллюстрирует, например, украинская поговорка: "Жид, лях и собака – все вiра однака". Представление о нечистоте собаки нашло отражение и в названии «нечистых» дней как «собачьих». Святки, масленица, купальские дни воспринимаются как нечистое время, ознаменованное ритуальным разгулом и сквернословием. Матерная брань – это «собачья брань», язык собак, их речевое поведение.


В то же время собака могла быть и защитником человека от разгула нечистой силы. Во многих местах распространено, например, такое поверье: Черти и бесы боятся собак, особенно тех, у которых «четыре глаза», то есть при черно-подпалом и коричнево-подпалом окрасе имеются ярко выраженные рыжие брови. А самым страшным для нечистой силы считается первый щенок от первощенной суки. Такого щенка берут в дом и растят в холе и неге до полугода, потому что в это время он еще уязвим и не вошел в полную силу. А уж после полугода молодой пес представляет самую реальную угрозу для нечисти: он может причинить ей серьезные раны и даже убить, в каком бы обличье ни предстал бес.

Не обошли стороной Россию и многочисленные суеверия, связанные с собаками. Так, например, если собака качается из стороны в сторону – хозяина ждет дорога; воет, опустив морду вниз, или копает под окном ямку – быть в доме покойнику; воет, подняв голову, – ждут пожара; ест траву – к дождю; жмется к хозяину, заглядывая ему в глаза, – к близящемуся несчастью; мало ест, много спит – к ненастной погоде; не ест ничего после больного – дни того сочтены на небесах. Правда, как видно из перечисленного, суеверия эти не выходят за рамки обыденной жизни.
Покровителем собак на Руси традиционно считался Святой Егорий.

Словом, русская собака означала в первую очередь не верность, не силу, не загробного персонажа, (хотя в древнерусской традиции есть былины, например, «Вавило и скоморохи", где связь собаки с загробным миром отражается в «инишном» царстве, которым правит «царь Собака») – а помощника человека, нередко спасающего последнему жизнь…

***
Ушли в прошлое миры, цивилизации, легенды и предания – но во всей природе у человека по-прежнему не осталось никого ближе собаки. И, глядя в умные глаза своего любимца, вспоминайте хотя бы иногда, что когда-то его предки находились на таких высотах обожествления и могущества, которые и не снились нам с вами, скромным его хозяевам…
Мария Барыкова
tQHh21HyWfC0K-QCoScVyaE_Tus&_nc_ht=scontent-frx5-1.jpg
 
Подслушано у Собачников

#Собаки в мифах и легендах_
Но очень быстро для защиты от дурных загробных сил собак начали хоронить и со взрослыми, а потом собака стала не только стражем, но и посредником между людьми и духами. Возник двухсторонний процесс. С одной стороны, расширялись функции собаки в реальной, бытовой жизни (перевозка грузов в северных районах, охота и пастьба - в центральных и разведение в пищу - в южных). С другой – закономерно увеличивались и ее магические функции; собак начали умервщлять, дабы испросить выздоровления (нивхи), для получения пищи в голодные времена (нганасаны), для успешной охоты (ирокезы) и для охраны и покровительства жилища. Именно из последнего выросли и знаменитые тотемы – виды животных или растений, покровительствующих определенной группе людей. Тотем собаки сохранился до сих пор у ряда индейских племен северной Америки.
Занимая все больше места в жизни человека, собака все еще практически не затрагивала его сердца. Но вот сначала на скалах, затем на стенах, а после и на домашней утвари все чаще появляются изображения собак; конечно, пока они были чисто функциональны и обрядовы, но в них с каждым тысячелетием проступало все больше жизни и индивидуальности. Разумеется, искусство лишь отражало действительность, заключавшуюся во все возрастающем количестве пород и во все более человеческом к ним отношении.
Отдельное место в истории мифологизации собак, безусловно, занимает Египет, где было такое количество пород, какого не встречается больше ни в одном из древних государств. Современная наука признает, что Египет знал никак не менее чем пятнадцать пород, включая охотничьих, пастушьих, сторожевых и священных, чему причиной было не только его географическое и климатическое положение, но и собственно любовь египтян к собакам. Когда в семье умирала собака, то все домочадцы погружались в глубокий траур, в соответствии с обычаем брили головы и длительное время не прикасались к еде. Тело умершей собаки бальзамировали и торжественно хоронили на специальном кладбище. Участники траурной процессии горько плакали и причитали, как при кончине близкого человека.
Такие зачатки личностного отношения и такое бытовое разнообразие не могло не отразиться и на религии - и египетская мифология стала так никем и не превзойденной вершиной обожествления наших братьев.
https://www.facebook.com/1097807036...Tga3-OhpxMBrdHlOE6VEQQ0WB-mo-4yBmeX9Rrf&ifg=1
 
NOVISTEM - тест на антитела к бешенству
вчера в 11:13
Сегодня мы хотим немного погрузить вас в историю и рассказать о собаках древних цивилизаций. Начнем с Древнего Египта!
f09f87aaf09f87ac.png
f09fa497.png


e296aa.png
Египтяне первыми заметили ярчайшую звезду
e2ad90.png
небосклона, известную как Сириус. Его появление предшествовало разливу Нила, важного для урожая – в народе Сириус называли «звездой Нила» и ассоциировали с собакой. Отсюда берет начало бог с собачьей головой Анубис, по поверьям охранявший других богов, как собаки – людей.

e296aa.png
Собака 🦮 в Древнем Египте была символом справедливости и неподкупности. Когда египтянин хотел уверить в своей честности, он клялся собакой! В честь собак выстроили целый город Кинополис
e28fb3.png
, где проводили пышные, прославляющие их ритуалы. Убийство пса здесь каралось смертной казнью. Если убийцей был чужеземец – это могло стать поводом для объявления войны. В стране не дать питомцу кличку означало прогневать Анубиса – на этот счет даже есть легенда, когда щенок без имени накликал беду на дом вплоть до смерти новорожденного. Клички обычно отражали характер собаки: Смелый, Быстрая лапа, Начеку.

e296aa.png
Животные были достоянием привилегированных египтян – и в доме могло быть несколько собак с разными функциями, как для охоты , так и для отрады глаз. Большинство особей были небольших размеров и коротколапые, но это не мешало им быть надежной охраной. В зажиточных семьях ошейники любимцев часто инкрустировали драгоценностями.

f09f938c.png
В Египте также появилась одна из древнейших пород – фараонова собака 🦮 , ее истории более 5000 лет.
 
ПРИТЧА
Собака бродила по лесу и вдруг увидела костёр, а возле него Человека. Собака очень замерзла, ей очень хотелось подойти к теплому пламени костра, но она не решалась. А тем временем, Человеку очень хотелось есть, но надо было вставать и идти в лес на охоту, но было уже темно и он не решался...
В этот миг из кустов вышла Собака, в зубах у неё была дичь. Собака медленно подошла и положила добычу к ногам Человека. В благодарность Человек позвал Собаку к костру.
Потом они разделили поздний ужин на двоих и сели смотреть на звёзды. Человеку нестерпимо хотелось протянуть руку и зарыться пальцами в густую собачью шерсть, а Собака в это время мечтала почувствовать прикосновение человеческой руки...
Они уснули, прижавшись друг к другу.
Этой ночью впервые отступили страх и холод сурового древнего мира. А утром Собака поняла, что уже не может уйти, а Человек - что не может ее отпускать.
Тогда Собака сказала :- В знак вечной преданности я дарю тебе, Человек, единственное, что у меня есть, - мою Жизнь. Теперь она принадлежит тебе!
И Человек ответил :- В знак вечной благодарности я обещаю хранить твой Дар в самом надёжном месте - в своём сердце! - Человек протянул руку - Собака вложила в неё свою лапу.
И в этот миг пустота в их душах исчезла...
... С тех пор прошло много времени, но в глазах Собаки и ныне живет свет того древнего костра.Они с надеждой всматриваются в лица людей, стремясь увидеть там ответные теплые отблески.Но в глазах Человека огненные искры давно погасли - он стал хранить в своем сердце слишком много нужных и практичных вещей, и вскоре Собачьему Дару не осталось в нём места.
Тогда Человек бросил этот Дар обратно Собаке:"Забирай ", - и пошел своей дорогой дальше.Но Собака не смогла взять назад свой Дар, оказалось, что она не умеет нарушать Клятвы.Тогда она тихо отступила в тень и незаметно пошла за уходящим Человеком, не отрывая взгляда темных и влажных от горя глаз от его беспечной и равнодушной спины.А ее Дар - её Жизнь, так и осталась лежать на дороге.
Со временем она истрепалась от пинков, запылилась и сейчас уже не кажется Человеку сокровищем. Обычно он её не замечает, но если вдруг спотыкается о нее - не задумываясь смахивает со своего пути. Ему некогда, Человек всё ищет и ищет что-то в огромном мире.И находит много всего, но ничто не способно воскресить свет в его глазах, и поэтому внутри у него холод и мрак.
А Собаки живут и умирают в ожидании чуда.Они верят, что однажды Человек вспомнит и позовёт:
- Мне снова нужны твои любовь и преданность, только они могут спасти меня от одиночества и оживить заиндевевшее сердце. И я снова буду заботиться о тебе, как обещал тогда.Вернись, Друг!
И тогда Собака улыбнется и ответит:
- Мне незачем возвращаться, я и так всегда была рядом с тобой, Человек!
Вам кажется, что это всего лишь сказка?
Тогда загляните в глаза встречной собаке...
Сеть
=AZX3lABuSay4vj6cwoBlAepaW7zBnSjBnQHi8k61RIUEJDj0mSCMohfr2GMRseMzq0xcTIx79d7cDNcgntcf5lp7eTfT1ZBSKC8UyR_Cr0BH7nVYnuljK2IMvtF9awyDinasVVuQ-Wd5yV20ytdR6Yza&__tn__=EH-R']
_nc_ohc=1A15eIxSzLIAX9O9TFd&_nc_ht=scontent-waw1-1.jpg
 
Верх Низ