Что нового

Методы и приемы развития щенков

LELIWA

Модератор
Команда форума
Регистрация
29 Май 2013
Сообщения
3,265
Реакции
812
Местоположение
г. Минск
Сайт
www.leliwa.ucoz.ru
Имя
Майя
Прекрасная статья на сайте Д. Виноградовой
http://mycavalier.ru
Первый помет питомника Лелива тренировался по предложенной методике. :a_g_a: :-) Рекомендую.


Ранняя неврологическая стимуляция щенков.

Материал по статье К.Л. Батталиа "Развитие успешных собак" (Carmen L. Battaglia "Developing high achievers").
Статья приводится не полностью, а только та ее часть, которая касается ранней неврологической стимуляции щенков.
Сайт автора статьи:http://breedingbetterdogs.com

Известно, что каждое животное обладает некоторыми особенностями поведения, то есть способностью воспринимать внешние воздействия, анализировать их, запоминать, различать в них существенное и второстепенное и соответствующим образом реагировать на них. Собаки, которых используют для различных видов служебных работ, должны обладать определёнными свойствами высшей нервной деятельности. Собаки-компаньоны также должны быть подготовленными к этой жизни и должны обладать крепкой нервной системой, с легкостью реагировать на различные жизненные ситуации. Ведь для них часто главное – чтобы хозяин был рядом, и куда хозяин – туда и собачка. Различия между особями зачастую объясняются не только их способностями, так как на протяжении всей жизни животные используют только небольшую часть тех возможностей, которые даны им природой. Говоря другими словами, то, насколько одна собака лучше и быстрее другой поддаётся обучению, зависит от эффективности использования её задатков.
Многие программы разведения животных основаны на предположении, что все нужные качества (тут речь идет не о внешнем виде, а о характере, рабочих качествах, поведении) особи наследуют от предков. С попытками систематически проанализировать механизмы наследования связаны имена таких выдающихся личностей как Чарльз Дарвин и Френсис Галтон. Однако, важные данные по этому вопросу были получены лишь в конце прошлого века. В 1991 году Кэннингэм показал, что скоростные качества лошадей наследуются только на 35%. Иначе говоря, у лошадей скоростные качества лишь на 35% определены наследственностью, а остальные 65% - это результат влияния таких факторов, как тренировки, содержание и кормление. Работа Каннингэма, которая хоть и ограничивается лошадьми, позволяет понять, что получаемые качества лишь частично обусловлены генетикой и родословными.
После этого ученые стали искать методы стимуляции животных для развития их природных возможностей. Стало известно, что начало жизни – это время, когда физически незрелый организм наиболее восприимчив и отзывчив к ограниченному, но важному классу стимулов. Исходя из этого, большинство исследований было сосредоточено на нескольких первых месяцах жизни животных.
Новорожденные щенки кардинально отличаются от взрослых собак. При рождении их глаза зарыты, а их пищеварительная система имеет ограниченные возможности и требует периодической стимуляции матерью, которая вылизывает их, способствуя пищеварению. В этом возрасте они в состоянии только чувствовать запах, сосать и ползать. Температура тела поддерживается близостью с телом матери и с другими однопометниками. Исследователи заметили, что в течение первых нескольких недель жизни эти незрелые и недоразвитые собаки особенно чувствительны к тепловой и тактильной стимуляции, движению и перемещению.
Другие млекопитающие, например, мыши и крысы, тоже рождаются с ограничениями и также проявляют подобную чувствительность к эффектам ранней стимуляции. Исследования показали, что ежедневное удаление их из гнезда на 3 минуты в течение первых 5-10 дней жизни приводит к падению температуры их тела ниже нормальной. Эта умеренная форма стресса достаточна для того, чтобы стимулировать гормональные, надпочечные и гипофизарные системы. В более взрослом возрасте эти же животные более приспособлены противостоять стрессам, по сравнению с их однопометниками, которые не подвергались ранней стимуляции.
Данные, полученные у крыс и мышей, также показали, что стресс в небольших количествах позволяет получить взрослых особей, способных выдержать максимально-стрессовую нагрузку. С другой стороны, однопометники, не подвергавшиеся ранней стимуляции, быстро истощались (вплоть до летального исхода) при длительном воздействии стрессового фактора. Например, крыс связывали и обездвиживали на 24 часа. У тех из них, которых не подвергали ранней стимуляции, обнаружили язвы желудка, тогда как их "стимулированные" однопометники были более выносливы в стресс-тестах и не получили язв. Также был отмечен вторичный эффект.
Особи, подвергавшиеся ранним стрессовым стимуляциям, раньше достигали половой зрелости; были более устойчивы к определенным формам рака и инфекционным заболеваниям; могли дольше противостоять голоду и охлаждению в отличие от своих «незакаленных» однопометников. Другие исследования в области ранней стимуляции были успешно проведены на кошках и собаках. В этих исследованиях использовался электроэнцефалограф (ЭЭГ), так как он идеально подходит для измерения электроактивности мозга из-за его чрезвычайной чувствительности к переменам возбуждения, эмоционального стресса, работы мускулатуры, изменению содержания кислорода и в дыхании. Данные ЭЭГ показывают, что щенки и котята, получившие раннюю стимуляцию, во взрослом возрасте быстрее реагируют и лучше справляются с поставленными задачами, нежели их «не стимулированные» однопометники.
Пока еще не было экспериментально получено информации об оптимальном количестве стресса, который необходим для того, чтобы сделать молодых животных психологически и физиологически превосходящими, но все исследователи соглашаются, что стресс важен. Также известно, что определенное количество стрессовой нагрузки нормальное для одной особи, может быть избыточным для другой, а избыток стресса может вызвать задержку в развитии. Опыты показывают, что ранняя стимуляция может иметь положительные результаты, но должна использоваться с осторожностью. Иными словами, избыток стресса может привести к патологическим плохим последствиям, а не к физическому или психологическому превосходству.



МЕТОДЫ СТИМУЛЯЦИИ
Вооруженные силы США в своей кинологической программе разработали метод ранней стимуляции, который до сих пор служит пособием для большинства подобных программ. Для улучшения рабочих качеств собак, используемых в армии, была разработана программа, получившая название “Bio Sensor”. Позднее она стала известна широкой общественности как программа Super Dog. На основании многолетних исследований военные выяснили, что упражнения по ранней неврологической стимуляции могут иметь важные и длительные эффекты. Их исследования подтвердили, что существуют определенные периоды времени в начале жизни щенка, когда неврологическая стимуляция имеет оптимальные результаты. Первый период включает в себя время с третьего по шестнадцатый день жизни. Этот интервал времени - период быстрого неврологического роста и развития, и поэтому особенно важен для щенка.
Bio Sensor использовала ранние неврологические стимуляции для развития естевственных способностей щенков. В рамках программы были разработаны 6 упражнений, направленных на стимуляцию нервной системы. Каждая «тренировка» проводится с щенком 1 раз в день. Тренировка представляет собой серию из 5 упражнений. Кинолог манипулирует по очереди каждым щенком, проводя всю «тренировку» целиком. Кинолог начинает с одного щенка и стимулирует его с помощью каждого из пяти упражнений (перечисленных ниже в порядке предпочтения). Закончив с одним, он начинает заниматься следующим щенком. Ежедневное занятие с каждым щенком включает в себя следующие упражнения:

Тактильная стимуляция (между пальцами лап);
Голова в вертикальном положении вверх;
Положение головой вниз;
Положение на спине;
Тепловая стимуляция.


1. Тактильная стимуляция.
Держа щенка в одной руке, другой рукой человек мягко стимулирует (щекочет) ватной палочкой между пальцами любой лапы. Не важно понимать, чувствует ли щенок Ваше воздействие или нет. Время стимуляции 3-5 секунд (рис. 1).
Рисунок 1.
dUFH0ySD.jpg


Рисунок 2. 2. Поддержка головы в вертикальном состоянии.
Используя обе руки, щенка держат перпендикулярно земле (ровно вверх), так что его голова находится над хвостом. Это позиция вверх. Время стимуляции 3-5 секунд (рис. 2).
dUFH0ySE.jpg


3. Голова направлена вниз.
Щенка крепко удерживают обеими руками. Голова перевернута и направлена вниз по направлению к земле (вертикально). Время стимуляции 3-5 секунд.

4. Положение на спине.
Щенка держат так, что его спинка лежит на двух ладонях человека, морда смотрит в потолок. В таком положении щенок может спать или или сопротивляться. Время стимуляции 3-5 секунд (рис. 4).
dUFH0ySG.jpg



5. Тепловая стимуляция.
Используют влажное полотенце, которое предварительно поместили в холодильник как минимум на 5 минут. Щенка помещают на полотенце вниз лапами, не мешая ему двигаться. Время стимуляции 3-5 секунд (рис. 5).
Рисунок 5.
dUFH0ySH.jpg


Эти пять упражнений оказывают неврологическое воздействие, которое не встречается в естественных условиях раннего периода жизни щенка. Опыт показывает, что порой щенки сопротивляются этим упражнениям, другие воспринимают их спокойно. В любом случае, стоит предостеречь тех, кто собирается их использовать. Не повторяйте их более одного раза в день и не увеличивайте время, рекомендованное для каждого упражнения. Излишняя неврологическая стимуляция может иметь неблагоприятные вредные последствия. Данные упражнения воздействуют на нервную систему, приводя ее в действие раньше, чем обычно. Результатом являются большие возможности, которые помогут в будущем собаке быть успешней. Не стоит отказываться от обычных игр и взятия щенков в руки, так как неврологические упражнения не заменяют обычный контакт человека и щенка, социализацию через игру и выстроение связей с человеком.

ПРЕИМУЩЕСТВА СТИМУЛЯЦИИ
У собак, подвергавшихся неврологическим упражнениям по программе Bio Sensor, было выявлено 5 положительных эффектов:
1. Улучшение работы сердечнососудистой системы
2. Более сильный сердечный ритм
3. Более сильные надпочечники
4. Большая устойчивость к стрессу
5. Большая устойчивость к заболеваниям.

В тестах на обучаемость, «стимулированные» щенки проявили себя активнее и обладали большим исследовательским интересом, чем их «не стимулированные» однопометники, над которыми они доминировали в соревновательных ситуациях.

Также были отмечены вторичные эффекты. В тестах с лабиринтом (тесты на способность к решению проблемных ситуаций), «не стимулированные» щенки чрезмерно волновались, пищали и допускали много ошибок. Их «стимулированные» однопометники в незнакомой обстановке были более спокойны, допускали меньше ошибок и практически не испытывали дистресс.
 
Майя, спасибо за интересную статью

cb3e677469dc5983ec95d5d4808b7632.gif
 
Предлагаю делиться здесь статьями и своим опытом. :hudo_zhnik:
 
Может быть и не совсем в тему, но поделюсь своим опытом.
Щенков Кавалеров стараюсь брать на руки практически от рождения. В первые дни с целью проверить, не переполнен ли кишечник и помочь его опоржнить. Затем при первом прикорме кормлю каждого щенка в отдельности, а заодно делаю массаж, приучаю к человеческим рукам, ведь кавалер - это собака-компаньон и он должен любить людей. Примерно к месяцу уже все щенки знают "ручки" и активно просятся общаться. Я иногда поражаюсь. что через 3-4 года мои щенки узнают меня на прогулках, на выставках. Ведь часто я их продаю в 2-3 месяца. Но первые месяцы общения с человеком запоминаются им на всю жизнь.
И еще. Учить щенка играть с игрушками нужно тоже с детства. Лиза приехала ко мне взрослая и с игрушками играть так и не научилась. А вот Дуся, Женька очень любят и мягкие игрушки, и резиновые и удовольствием с ними играют. Иногда приносят и просят побросать игрушечку и все дружно за ней носятся по квартире. Потом любовь к игрушкам можно использовать на выставках как альтернативу лакомству.
 
Развивающие и корригирующие игры.

Игры, применяемые для развития щенков и молодых собак, а также для коррекции психики у взрослых собак, тренируют недостаточные механизмы мышления, определение стиля игрового общения с хозяином, приемы стабилизации психики и игрового подчинения. Во многих случаях используются обучающие игры, помогающие закрепить определенные поведенческие программы. В процессе игры может тренироваться и совершенствоваться также и уравновешенность центральной нервной системы - это прием так называемого "переключения", основанный на смене возбуждения торможением и наоборот.

Необходимо учитывать и тот факт, что именно игры представляют собой один из наиболее естественных и эффективных механизмов формирования контакта с хозяином, особенно у собак неслужебного назначения. Все игры имеют дружелюбную и веселую эмоциональную окраску, хозяин, играя с собакой, подчеркивает это смехом, ласковым голосом и т.п. Игры возможны только при тех обстоятельствах, когда собака чувствует себя в полной безопасности - это важное условие, отвечающее нормам естественного поведения животных. Все игры усложняются очень постепенно, только после надежного освоения более простых вариантов.

В практике формирования и коррекции психики собак используются следующие группы игр.

"Ладушки" - игра, основанная на жестах рук и прикосновениях к передним лапам собаки. Эффективность этого приема обусловлена тем, что отношение к прикосновению к передним лапам служит признаком доверия собаки к человеку. Одновременно достигается сосредоточение собаки на действиях хозяина, развитие наблюдательности по отношению к человеку. Еще одним положительным результатом применения этой игры служит дополнительное развитие ориентации собаки в пространстве.

Игра применяется в двух основным вариантах. Один из них напоминает известную игру с ребенком, давшую название этому приему. Хозяин похлопывает собаку по передним лапам, слегка придерживает их рукой. Собака может отдергивать лапы и даже пытаться сама касаться ими руки хозяина. Второй вариант состоит в негромких хлопках в ладоши по разные стороны от головы собаки. Собака, оглядываясь, делает движение головой к хозяйской руке. Это начальное движение хватки поощряется, но укус хозяйской руки запрещается.

"Ладушки" используются для развития щенков начиная с полутора-двухмесячного возраста.

Развитие аналитического мышления обеспечивается применением "поисковых игр", тренирующих механизмы тонкой дифференциации и развивающих критериальный уровень СИМ. Эти игры представляют собой и прекрасные партнерские игры, эффективно развивающие отношения собаки с хозяином.

Игра "Обыск помещения" основана на соответствующем навыке розыскных собак. На полу раскладываются несколько (не более шести) кусочков лакомства, один из них дается собаке для занюхивания. При этом произносится команда "Нюхай", поощряемая словесной похвалой и повтором так же, как при выработке любого навыка ("Хорошо, молодец, нюхай!"). Затем хозяин на глазах у собаки бросает обнюханный кусочек в сторону тех, что разложены на полу. Хозяин произносит команду "Ищи". Каждый найденный кусочек служит наградой за усилия по розыску, а хозяин дополнительно хвалит собаку. При любом затруднении хозяин помогает собаке, показывая, где может находиться кусочек. Главная задача состоит не в том, чтобы собака отыскала хитро запрятанный кусочек, а в том, чтобы она собрала все разложенные хозяином кусочки. Это способствует концентрации внимания на выполняемых действиях и удержанию внимания в течение необходимого времени. Количество кусочков меняется по воле хозяина. В конце игры, когда все кусочки собраны, хозяин дает собаке лакомство из своей руки и щедро хвалит ее за успехи. Усложнение игры достигается за счет раскладывания кусочков на большем расстоянии друг от друга, на мебели, за предметами, под предметами и т.п.

На следующем этапе кусочки лакомства заменяются несколькими одинаковыми предметами, не вызывающими у собаки такого интереса, как пища. Этими предметами могут служить палочки-"апорты" или специально сшитые небольшие подушечки, набитые ватой или тряпьем. Для облегчения задачи на первом этапе эти предметы могут быть пропитаны определенным запахом, хорошо различимым собакой. Запрещается использование спиртосодержащих веществ, парфюмерных запахов и особо привлекательных пищевых запахов (мяса, колбасы и т.п.). Хорошо оправдало себя применение съедобных пряных трав - укропа, петрушки, сельдерея. Правила игры остаются прежними - собака должна собрать все разложенные в помещении предметы, число которых меняется по усмотрению хозяина. Знаком окончания упражнения и здесь служит лакомство, предлагаемое собаке из руки.

После перехода к собиранию предметов, игра может выполняться и на улице - вариант "Обыск местности". Игры группы "Обыск" применяются начиная с трех-четырехмесячного возраста щенка.

Более сложна для освоения игра, называемая (по аналогии с розыскным навыком) "Выборка по запаху". Шесть палочек или подушечек, использовавшихся на предыдущем этапе как неразличимые предметы, попарно помечаются (например, цифрами, выполненными одним и тем же фломастером) и пропитываются тремя разными запахами. Для этого достаточно пару предметов с номером 1 подержать в течение нескольких часов в мешочке с укропом, пару с номером 2 - в мешочке с петрушкой, пару с номером 3 - в мешочке с сельдереем. Раскладываются все предметы, а один из них дается для занюхивания. Задача собаки состоит в том, чтобы выбрать из всех предложенных предметов тот, который представляет собой пару по предъявленному ей запаху. Задание становится тем сложнее, чем ближе друг к другу лежат эти предметы. На последнем этапе предметы выкладываются в ряд, а положение искомого предмета в ряду меняется. "Выборка" применяется примерно с пятимесячного возраста щенка.

Игра, условно называемая "Наперстки", несколько напоминает аналогичную азартную игру людей. В ней используются от двух до пяти коробок размером примерно с голову собаки, в которых можно сделать небольшие отверстия, облегчающие восприятие запаха. Под одну из коробок кладется кусочек лакомства, обладающего соблазнительным для собаки запахом. Задача собаки состоит в том, чтобы определить, под которой из коробок находится вкусный кусочек. Взаимное расположение коробок и, разумеется, положение кусочка меняются по воле хозяина. Усложнение игры достигается за счет увеличения количества коробок и одновременного использования более чем одного кусочка лакомства. Хозяин активно помогает собаке в нахождении лакомства, а по окончании игры, когда все кусочки найдены, дает лакомство из руки. Эта игра может использоваться начиная с четырех-пятимесячного возраста.

Наиболее совершенной формой поисковых игр группы "Выборка" является установление принадлежности предмета человеку по соответствию запаха. Для этого предметы раздаются разным людям, которые некоторое время держат их в ладонях или подмышками (это более сильный индивидуальный запах). Собаке предъявляется для занюхивания один из предметов. Ее задача состоит в том, чтобы показать на того человека, чьим запахом пропитан этот предмет. Этому упражнению помогает умение собаки различать близких людей по именам или семейным "должностям". Эту игру можно применять только для взрослых собак, примерно после годовалого возраста.

Подвижные игры, основанные на апортировке, развивают активность и реактивность поведения, а также позволяют несколько повысить скорость мыслительных процессов у собак со склонностью к флегматичному темпераменту или излишне медлительных и заторможенных, либо в процессе воспитания, либо по своему жизненному опыту. Эти игры наиболее целесообразно применять после полугодовалого возраста собаки, при достижении ею хорошего физического развития.

Для определения целесообразности применения игр, основанных на апортировке, следует учитывать тот факт, что они существенно увеличивают общую возбудимость центральной нервной системы собаки, создавая импульсный режим возбуждения и торможения. Поэтому они не применяются для собак, отличающихся повышенной возбудимостью и холеричностью.

Еще одно важное ограничение на применение апортировочных игр вытекает из того факта, что они используют один из этапов пищедобывательного поведения ("догоняй убегающего"). В силу этого они, с одной стороны, могут активизировать у собаки пищедобывательную мотивацию, а с другой стороны - снижать активность собаки в охранной деятельности. Некоторые дрессировщики не только ограничивают, но и запрещают применение апортировочных игр для собак-телохранителей.

При обучении апортировке и соответствующим играм необходимо учитывать тот факт, что этот навык вырабатывается как составной ("Держать" - "Ко мне" - "Дай").

Для регулирования динамических характеристик поведения может использоваться "апортировка с выдержкой", с переменной длительностью паузы торможения и с выбросом предмета в разных направлениях и на разные расстояния от сидящей собаки. Режим выполнения этого упражнения можно поставить в зависимость от того, каким тоном хозяин подает соответствующую команду. Полезно также варьировать команды "Апорт" ("Принеси") и "Играй", когда собака имеет право не отдавать апортировочный предмет или игрушку хозяину.

Параллельно с апортировочными играми регулирование динамических характеристик поведения и способность собаки совладать с процессом возбуждения отрабатывается при помощи такого приема, как "переключение". Для этого в ходе любой игры, несколько возбуждающей собаку, при нарастании возбуждения дается команда "Сидеть" (для собак с завышенной самооценкой - "Лежать"). При необходимости собаку можно придержать рукой, но следует все же добиваться того, чтобы команда выполнялась собакой самостоятельно. Пауза торможения постепенно увеличивается, особенно плавно - в интервале от пяти до двадцати-тридцати секунд. На втором этапе отрабатывается увеличение силы возбуждения, при которой собака способна выполнить тормозящую команду.
http://nkp-bulldogru.ru/forum/index.php/topic,1392.0.html
 
Ранние неврологические стимуляции щенков

Эндрю Kłosiński
http://translate.google.ru/translate?u=http://www ... .html&sl=pl&tl=ru&hl=&ie=UTF-8


РАЗВИВАЕМ ЧЕМПИОНОВ
("Early Neurological Stimulation" by Carmen L. Battaglia)
http://dogschool.ru/node/280
Обязательно посмотрите видео


А вот еще одно мнение профессионального кинолога:
Тут другой механизм действия. Ученые утверждают, что у новорожденного щенка клетки мозга уже то, что называется, в полном комплекте. Вопрос формирования поведения - это во многом формирование связей между клетками мозга. Связи эти вполне материальны, должны прорасти окончания нервных клеток (Аксон (от греч. áxōn — ось), нейрит, осевой цилиндр, отросток нервной клетки, по которому нервные импульсы идут от тела клетки к иннервируемым органам и др. нервным клеткам.). Какие-то связи формируются в любом случае. Но в большинстве для формирования их нужны внешние сигналы (зрение, слух, осязание).
Опытов по выращиванию в искусственно обедненной среде проведено предстаточно. Во многих случаях, дефекты поведения обуславливаются не наличием дефектных генов, а тем, что не включены в работу нормальные гены. Причем для этого включения внешние воздействия ОБЯЗАТЕЛЬНЫ. Эти внешние воздействия могут носить разный характер - как я уже упомянула - сигналы от органов зрения, слуха, тактильные ощущуния. Но это могут быть и ферменты, вырабатываемые другими гененами. Часто роль этих сигнальных молекул, напрямую или же запускающих выработку ферментов, играют биологически активные вещества, поступающие с пищей. Причем эти вещества должны быть не идентичны натуральным, а строго натуральными, имеющими не только определенную формулу, но и определенное расположение атомов в пространстве. Этими проблемами занимается одна из ветвей геномики.
Получается, что мы порой гадаем, носит проблема наследственный характер или нет. Однако нередко мы имеем дело с вполне нормальным геномом, но в котором какие-то гены просто не были своевременно "запущены в работу".

Так что к стимулирующей роли ранних воздействий на щенка отношусь весьма серьезно и с полным уважением.
http://pesiq.ru/forum/showthread.php?t=15609&page=2
 
Последнее редактирование модератором:

Creating Super Puppies- Early Neurological Stimulation
 
Верх Низ