Прекрасная статья на сайте Д. Виноградовой
http://mycavalier.ru
Первый помет питомника Лелива тренировался по предложенной методике. :a_g_a: :-) Рекомендую.
Ранняя неврологическая стимуляция щенков.
Материал по статье К.Л. Батталиа "Развитие успешных собак" (Carmen L. Battaglia "Developing high achievers").
Статья приводится не полностью, а только та ее часть, которая касается ранней неврологической стимуляции щенков.
Сайт автора статьи:http://breedingbetterdogs.com
Известно, что каждое животное обладает некоторыми особенностями поведения, то есть способностью воспринимать внешние воздействия, анализировать их, запоминать, различать в них существенное и второстепенное и соответствующим образом реагировать на них. Собаки, которых используют для различных видов служебных работ, должны обладать определёнными свойствами высшей нервной деятельности. Собаки-компаньоны также должны быть подготовленными к этой жизни и должны обладать крепкой нервной системой, с легкостью реагировать на различные жизненные ситуации. Ведь для них часто главное – чтобы хозяин был рядом, и куда хозяин – туда и собачка. Различия между особями зачастую объясняются не только их способностями, так как на протяжении всей жизни животные используют только небольшую часть тех возможностей, которые даны им природой. Говоря другими словами, то, насколько одна собака лучше и быстрее другой поддаётся обучению, зависит от эффективности использования её задатков.
Многие программы разведения животных основаны на предположении, что все нужные качества (тут речь идет не о внешнем виде, а о характере, рабочих качествах, поведении) особи наследуют от предков. С попытками систематически проанализировать механизмы наследования связаны имена таких выдающихся личностей как Чарльз Дарвин и Френсис Галтон. Однако, важные данные по этому вопросу были получены лишь в конце прошлого века. В 1991 году Кэннингэм показал, что скоростные качества лошадей наследуются только на 35%. Иначе говоря, у лошадей скоростные качества лишь на 35% определены наследственностью, а остальные 65% - это результат влияния таких факторов, как тренировки, содержание и кормление. Работа Каннингэма, которая хоть и ограничивается лошадьми, позволяет понять, что получаемые качества лишь частично обусловлены генетикой и родословными.
После этого ученые стали искать методы стимуляции животных для развития их природных возможностей. Стало известно, что начало жизни – это время, когда физически незрелый организм наиболее восприимчив и отзывчив к ограниченному, но важному классу стимулов. Исходя из этого, большинство исследований было сосредоточено на нескольких первых месяцах жизни животных.
Новорожденные щенки кардинально отличаются от взрослых собак. При рождении их глаза зарыты, а их пищеварительная система имеет ограниченные возможности и требует периодической стимуляции матерью, которая вылизывает их, способствуя пищеварению. В этом возрасте они в состоянии только чувствовать запах, сосать и ползать. Температура тела поддерживается близостью с телом матери и с другими однопометниками. Исследователи заметили, что в течение первых нескольких недель жизни эти незрелые и недоразвитые собаки особенно чувствительны к тепловой и тактильной стимуляции, движению и перемещению.
Другие млекопитающие, например, мыши и крысы, тоже рождаются с ограничениями и также проявляют подобную чувствительность к эффектам ранней стимуляции. Исследования показали, что ежедневное удаление их из гнезда на 3 минуты в течение первых 5-10 дней жизни приводит к падению температуры их тела ниже нормальной. Эта умеренная форма стресса достаточна для того, чтобы стимулировать гормональные, надпочечные и гипофизарные системы. В более взрослом возрасте эти же животные более приспособлены противостоять стрессам, по сравнению с их однопометниками, которые не подвергались ранней стимуляции.
Данные, полученные у крыс и мышей, также показали, что стресс в небольших количествах позволяет получить взрослых особей, способных выдержать максимально-стрессовую нагрузку. С другой стороны, однопометники, не подвергавшиеся ранней стимуляции, быстро истощались (вплоть до летального исхода) при длительном воздействии стрессового фактора. Например, крыс связывали и обездвиживали на 24 часа. У тех из них, которых не подвергали ранней стимуляции, обнаружили язвы желудка, тогда как их "стимулированные" однопометники были более выносливы в стресс-тестах и не получили язв. Также был отмечен вторичный эффект.
Особи, подвергавшиеся ранним стрессовым стимуляциям, раньше достигали половой зрелости; были более устойчивы к определенным формам рака и инфекционным заболеваниям; могли дольше противостоять голоду и охлаждению в отличие от своих «незакаленных» однопометников. Другие исследования в области ранней стимуляции были успешно проведены на кошках и собаках. В этих исследованиях использовался электроэнцефалограф (ЭЭГ), так как он идеально подходит для измерения электроактивности мозга из-за его чрезвычайной чувствительности к переменам возбуждения, эмоционального стресса, работы мускулатуры, изменению содержания кислорода и в дыхании. Данные ЭЭГ показывают, что щенки и котята, получившие раннюю стимуляцию, во взрослом возрасте быстрее реагируют и лучше справляются с поставленными задачами, нежели их «не стимулированные» однопометники.
Пока еще не было экспериментально получено информации об оптимальном количестве стресса, который необходим для того, чтобы сделать молодых животных психологически и физиологически превосходящими, но все исследователи соглашаются, что стресс важен. Также известно, что определенное количество стрессовой нагрузки нормальное для одной особи, может быть избыточным для другой, а избыток стресса может вызвать задержку в развитии. Опыты показывают, что ранняя стимуляция может иметь положительные результаты, но должна использоваться с осторожностью. Иными словами, избыток стресса может привести к патологическим плохим последствиям, а не к физическому или психологическому превосходству.
МЕТОДЫ СТИМУЛЯЦИИ
Вооруженные силы США в своей кинологической программе разработали метод ранней стимуляции, который до сих пор служит пособием для большинства подобных программ. Для улучшения рабочих качеств собак, используемых в армии, была разработана программа, получившая название “Bio Sensor”. Позднее она стала известна широкой общественности как программа Super Dog. На основании многолетних исследований военные выяснили, что упражнения по ранней неврологической стимуляции могут иметь важные и длительные эффекты. Их исследования подтвердили, что существуют определенные периоды времени в начале жизни щенка, когда неврологическая стимуляция имеет оптимальные результаты. Первый период включает в себя время с третьего по шестнадцатый день жизни. Этот интервал времени - период быстрого неврологического роста и развития, и поэтому особенно важен для щенка.
Bio Sensor использовала ранние неврологические стимуляции для развития естевственных способностей щенков. В рамках программы были разработаны 6 упражнений, направленных на стимуляцию нервной системы. Каждая «тренировка» проводится с щенком 1 раз в день. Тренировка представляет собой серию из 5 упражнений. Кинолог манипулирует по очереди каждым щенком, проводя всю «тренировку» целиком. Кинолог начинает с одного щенка и стимулирует его с помощью каждого из пяти упражнений (перечисленных ниже в порядке предпочтения). Закончив с одним, он начинает заниматься следующим щенком. Ежедневное занятие с каждым щенком включает в себя следующие упражнения:
Тактильная стимуляция (между пальцами лап);
Голова в вертикальном положении вверх;
Положение головой вниз;
Положение на спине;
Тепловая стимуляция.
1. Тактильная стимуляция.
Держа щенка в одной руке, другой рукой человек мягко стимулирует (щекочет) ватной палочкой между пальцами любой лапы. Не важно понимать, чувствует ли щенок Ваше воздействие или нет. Время стимуляции 3-5 секунд (рис. 1).
Рисунок 1.
Рисунок 2. 2. Поддержка головы в вертикальном состоянии.
Используя обе руки, щенка держат перпендикулярно земле (ровно вверх), так что его голова находится над хвостом. Это позиция вверх. Время стимуляции 3-5 секунд (рис. 2).
3. Голова направлена вниз.
Щенка крепко удерживают обеими руками. Голова перевернута и направлена вниз по направлению к земле (вертикально). Время стимуляции 3-5 секунд.
4. Положение на спине.
Щенка держат так, что его спинка лежит на двух ладонях человека, морда смотрит в потолок. В таком положении щенок может спать или или сопротивляться. Время стимуляции 3-5 секунд (рис. 4).
5. Тепловая стимуляция.
Используют влажное полотенце, которое предварительно поместили в холодильник как минимум на 5 минут. Щенка помещают на полотенце вниз лапами, не мешая ему двигаться. Время стимуляции 3-5 секунд (рис. 5).
Рисунок 5.
Эти пять упражнений оказывают неврологическое воздействие, которое не встречается в естественных условиях раннего периода жизни щенка. Опыт показывает, что порой щенки сопротивляются этим упражнениям, другие воспринимают их спокойно. В любом случае, стоит предостеречь тех, кто собирается их использовать. Не повторяйте их более одного раза в день и не увеличивайте время, рекомендованное для каждого упражнения. Излишняя неврологическая стимуляция может иметь неблагоприятные вредные последствия. Данные упражнения воздействуют на нервную систему, приводя ее в действие раньше, чем обычно. Результатом являются большие возможности, которые помогут в будущем собаке быть успешней. Не стоит отказываться от обычных игр и взятия щенков в руки, так как неврологические упражнения не заменяют обычный контакт человека и щенка, социализацию через игру и выстроение связей с человеком.
ПРЕИМУЩЕСТВА СТИМУЛЯЦИИ
У собак, подвергавшихся неврологическим упражнениям по программе Bio Sensor, было выявлено 5 положительных эффектов:
1. Улучшение работы сердечнососудистой системы
2. Более сильный сердечный ритм
3. Более сильные надпочечники
4. Большая устойчивость к стрессу
5. Большая устойчивость к заболеваниям.
В тестах на обучаемость, «стимулированные» щенки проявили себя активнее и обладали большим исследовательским интересом, чем их «не стимулированные» однопометники, над которыми они доминировали в соревновательных ситуациях.
Также были отмечены вторичные эффекты. В тестах с лабиринтом (тесты на способность к решению проблемных ситуаций), «не стимулированные» щенки чрезмерно волновались, пищали и допускали много ошибок. Их «стимулированные» однопометники в незнакомой обстановке были более спокойны, допускали меньше ошибок и практически не испытывали дистресс.
http://mycavalier.ru
Первый помет питомника Лелива тренировался по предложенной методике. :a_g_a: :-) Рекомендую.
Ранняя неврологическая стимуляция щенков.
Материал по статье К.Л. Батталиа "Развитие успешных собак" (Carmen L. Battaglia "Developing high achievers").
Статья приводится не полностью, а только та ее часть, которая касается ранней неврологической стимуляции щенков.
Сайт автора статьи:http://breedingbetterdogs.com
Известно, что каждое животное обладает некоторыми особенностями поведения, то есть способностью воспринимать внешние воздействия, анализировать их, запоминать, различать в них существенное и второстепенное и соответствующим образом реагировать на них. Собаки, которых используют для различных видов служебных работ, должны обладать определёнными свойствами высшей нервной деятельности. Собаки-компаньоны также должны быть подготовленными к этой жизни и должны обладать крепкой нервной системой, с легкостью реагировать на различные жизненные ситуации. Ведь для них часто главное – чтобы хозяин был рядом, и куда хозяин – туда и собачка. Различия между особями зачастую объясняются не только их способностями, так как на протяжении всей жизни животные используют только небольшую часть тех возможностей, которые даны им природой. Говоря другими словами, то, насколько одна собака лучше и быстрее другой поддаётся обучению, зависит от эффективности использования её задатков.
Многие программы разведения животных основаны на предположении, что все нужные качества (тут речь идет не о внешнем виде, а о характере, рабочих качествах, поведении) особи наследуют от предков. С попытками систематически проанализировать механизмы наследования связаны имена таких выдающихся личностей как Чарльз Дарвин и Френсис Галтон. Однако, важные данные по этому вопросу были получены лишь в конце прошлого века. В 1991 году Кэннингэм показал, что скоростные качества лошадей наследуются только на 35%. Иначе говоря, у лошадей скоростные качества лишь на 35% определены наследственностью, а остальные 65% - это результат влияния таких факторов, как тренировки, содержание и кормление. Работа Каннингэма, которая хоть и ограничивается лошадьми, позволяет понять, что получаемые качества лишь частично обусловлены генетикой и родословными.
После этого ученые стали искать методы стимуляции животных для развития их природных возможностей. Стало известно, что начало жизни – это время, когда физически незрелый организм наиболее восприимчив и отзывчив к ограниченному, но важному классу стимулов. Исходя из этого, большинство исследований было сосредоточено на нескольких первых месяцах жизни животных.
Новорожденные щенки кардинально отличаются от взрослых собак. При рождении их глаза зарыты, а их пищеварительная система имеет ограниченные возможности и требует периодической стимуляции матерью, которая вылизывает их, способствуя пищеварению. В этом возрасте они в состоянии только чувствовать запах, сосать и ползать. Температура тела поддерживается близостью с телом матери и с другими однопометниками. Исследователи заметили, что в течение первых нескольких недель жизни эти незрелые и недоразвитые собаки особенно чувствительны к тепловой и тактильной стимуляции, движению и перемещению.
Другие млекопитающие, например, мыши и крысы, тоже рождаются с ограничениями и также проявляют подобную чувствительность к эффектам ранней стимуляции. Исследования показали, что ежедневное удаление их из гнезда на 3 минуты в течение первых 5-10 дней жизни приводит к падению температуры их тела ниже нормальной. Эта умеренная форма стресса достаточна для того, чтобы стимулировать гормональные, надпочечные и гипофизарные системы. В более взрослом возрасте эти же животные более приспособлены противостоять стрессам, по сравнению с их однопометниками, которые не подвергались ранней стимуляции.
Данные, полученные у крыс и мышей, также показали, что стресс в небольших количествах позволяет получить взрослых особей, способных выдержать максимально-стрессовую нагрузку. С другой стороны, однопометники, не подвергавшиеся ранней стимуляции, быстро истощались (вплоть до летального исхода) при длительном воздействии стрессового фактора. Например, крыс связывали и обездвиживали на 24 часа. У тех из них, которых не подвергали ранней стимуляции, обнаружили язвы желудка, тогда как их "стимулированные" однопометники были более выносливы в стресс-тестах и не получили язв. Также был отмечен вторичный эффект.
Особи, подвергавшиеся ранним стрессовым стимуляциям, раньше достигали половой зрелости; были более устойчивы к определенным формам рака и инфекционным заболеваниям; могли дольше противостоять голоду и охлаждению в отличие от своих «незакаленных» однопометников. Другие исследования в области ранней стимуляции были успешно проведены на кошках и собаках. В этих исследованиях использовался электроэнцефалограф (ЭЭГ), так как он идеально подходит для измерения электроактивности мозга из-за его чрезвычайной чувствительности к переменам возбуждения, эмоционального стресса, работы мускулатуры, изменению содержания кислорода и в дыхании. Данные ЭЭГ показывают, что щенки и котята, получившие раннюю стимуляцию, во взрослом возрасте быстрее реагируют и лучше справляются с поставленными задачами, нежели их «не стимулированные» однопометники.
Пока еще не было экспериментально получено информации об оптимальном количестве стресса, который необходим для того, чтобы сделать молодых животных психологически и физиологически превосходящими, но все исследователи соглашаются, что стресс важен. Также известно, что определенное количество стрессовой нагрузки нормальное для одной особи, может быть избыточным для другой, а избыток стресса может вызвать задержку в развитии. Опыты показывают, что ранняя стимуляция может иметь положительные результаты, но должна использоваться с осторожностью. Иными словами, избыток стресса может привести к патологическим плохим последствиям, а не к физическому или психологическому превосходству.
МЕТОДЫ СТИМУЛЯЦИИ
Вооруженные силы США в своей кинологической программе разработали метод ранней стимуляции, который до сих пор служит пособием для большинства подобных программ. Для улучшения рабочих качеств собак, используемых в армии, была разработана программа, получившая название “Bio Sensor”. Позднее она стала известна широкой общественности как программа Super Dog. На основании многолетних исследований военные выяснили, что упражнения по ранней неврологической стимуляции могут иметь важные и длительные эффекты. Их исследования подтвердили, что существуют определенные периоды времени в начале жизни щенка, когда неврологическая стимуляция имеет оптимальные результаты. Первый период включает в себя время с третьего по шестнадцатый день жизни. Этот интервал времени - период быстрого неврологического роста и развития, и поэтому особенно важен для щенка.
Bio Sensor использовала ранние неврологические стимуляции для развития естевственных способностей щенков. В рамках программы были разработаны 6 упражнений, направленных на стимуляцию нервной системы. Каждая «тренировка» проводится с щенком 1 раз в день. Тренировка представляет собой серию из 5 упражнений. Кинолог манипулирует по очереди каждым щенком, проводя всю «тренировку» целиком. Кинолог начинает с одного щенка и стимулирует его с помощью каждого из пяти упражнений (перечисленных ниже в порядке предпочтения). Закончив с одним, он начинает заниматься следующим щенком. Ежедневное занятие с каждым щенком включает в себя следующие упражнения:
Тактильная стимуляция (между пальцами лап);
Голова в вертикальном положении вверх;
Положение головой вниз;
Положение на спине;
Тепловая стимуляция.
1. Тактильная стимуляция.
Держа щенка в одной руке, другой рукой человек мягко стимулирует (щекочет) ватной палочкой между пальцами любой лапы. Не важно понимать, чувствует ли щенок Ваше воздействие или нет. Время стимуляции 3-5 секунд (рис. 1).
Рисунок 1.
Рисунок 2. 2. Поддержка головы в вертикальном состоянии.
Используя обе руки, щенка держат перпендикулярно земле (ровно вверх), так что его голова находится над хвостом. Это позиция вверх. Время стимуляции 3-5 секунд (рис. 2).
3. Голова направлена вниз.
Щенка крепко удерживают обеими руками. Голова перевернута и направлена вниз по направлению к земле (вертикально). Время стимуляции 3-5 секунд.
4. Положение на спине.
Щенка держат так, что его спинка лежит на двух ладонях человека, морда смотрит в потолок. В таком положении щенок может спать или или сопротивляться. Время стимуляции 3-5 секунд (рис. 4).
5. Тепловая стимуляция.
Используют влажное полотенце, которое предварительно поместили в холодильник как минимум на 5 минут. Щенка помещают на полотенце вниз лапами, не мешая ему двигаться. Время стимуляции 3-5 секунд (рис. 5).
Рисунок 5.
Эти пять упражнений оказывают неврологическое воздействие, которое не встречается в естественных условиях раннего периода жизни щенка. Опыт показывает, что порой щенки сопротивляются этим упражнениям, другие воспринимают их спокойно. В любом случае, стоит предостеречь тех, кто собирается их использовать. Не повторяйте их более одного раза в день и не увеличивайте время, рекомендованное для каждого упражнения. Излишняя неврологическая стимуляция может иметь неблагоприятные вредные последствия. Данные упражнения воздействуют на нервную систему, приводя ее в действие раньше, чем обычно. Результатом являются большие возможности, которые помогут в будущем собаке быть успешней. Не стоит отказываться от обычных игр и взятия щенков в руки, так как неврологические упражнения не заменяют обычный контакт человека и щенка, социализацию через игру и выстроение связей с человеком.
ПРЕИМУЩЕСТВА СТИМУЛЯЦИИ
У собак, подвергавшихся неврологическим упражнениям по программе Bio Sensor, было выявлено 5 положительных эффектов:
1. Улучшение работы сердечнососудистой системы
2. Более сильный сердечный ритм
3. Более сильные надпочечники
4. Большая устойчивость к стрессу
5. Большая устойчивость к заболеваниям.
В тестах на обучаемость, «стимулированные» щенки проявили себя активнее и обладали большим исследовательским интересом, чем их «не стимулированные» однопометники, над которыми они доминировали в соревновательных ситуациях.
Также были отмечены вторичные эффекты. В тестах с лабиринтом (тесты на способность к решению проблемных ситуаций), «не стимулированные» щенки чрезмерно волновались, пищали и допускали много ошибок. Их «стимулированные» однопометники в незнакомой обстановке были более спокойны, допускали меньше ошибок и практически не испытывали дистресс.