Что нового

Социализация, Этапы развития щенка

Два непонимания о социализации собак
http://justdogs.ru/behavior/два-непонимания-о-социализации-собак/

Я занимаюсь дрессировкой собак уже более 20 лет. Я очень рада, что в последнее время стали больше говорить о необходимости социализации щенков. Двадцать лет назад вы вряд ли бы услышали, чтобы собачники говорили о социализации. Теперь такие разговоры можно услышать практически везде. И это отличная новость, потому что социализация, когда она проведена правильно, может иметь огромное влияние на всю остальную жизнь собаки. Но ключевым моментом здесь является «когда она проведена правильно». Есть два основных непонимания о социализации, которые становятся препятствием на правильном пути.

Untitled-760x486-300x191.png


1. Первое непонимание – это то, что социализация просто значит знакомить собаку с огромным количеством новых явлений. Простое показывание вещей – это не социализация! Это правда, что собаки, особенно щенки до 4-х месяцев, нуждаются в знакомстве с новым окружением, людьми и животными. Но чтобы социализация была эффективной, собака должна получать позитивные ассоциации с вещами, с которыми она сталкивается.

Для щенков это жизненно важно. Необходимость социализации для щенков младше 4-х месяцев заключается в том, что позитивный эффект от раннего опыта будет иметь долгоиграющие последствия на поведение собаки. Вы формируете взгляд щенка на мир в тот момент, когда он лучше всего готов обучаться. Позитивный опыт помогает ему понять, что новые предметы – это весело, и он запомнит положительные ассоциации надолго. Однако пугающий опыт в этом возрасте может так же иметь длительный эффект. Собака может выучить, что некоторые вещи в этом мире являются ужасными.

Если собака прячется, у нее обильно текут слюни, она дрожит, царапается или скулит, значит она не получает положительного опыта из окружающей среды. Вам нужно сменить свои методы социализации или обратиться за помощью к профессиональному тренеру.

Так как же лучше социализировать свою собаку? Для каждого нового места и ситуации, следуйте этим простым правилам:
  • Дайте собаке пространство. Сохраняйте дистанцию между вами и новым объектом до тех пор, пока собака сама не покажет желание двигаться вперед.
  • Используйте лакомство. Угощать собаку чем-нибудь вкусненьким, пока она исследует что-то новое, поможет создать положительные ассоциации. Еще одна причина использовать лакомства это возможность отследить, когда что-то пойдет не так. Если собака вдруг перестала брать лакомства – это первый сигнал для вас, что она нервничает. Когда собаки боятся, они обычно перестают есть. У вас есть своего рода сигнализация, сообщающая о чувствах собаки. Используйте ее!
  • Не торопитесь. Темп должна задавать собака, а не вы. Если ей нужно 5 минут, дайте ей 5 минут. Если вы будете заставлять собаку двигаться быстрее, то получите только обратный результат и сделаете собаку более испуганной. Когда-нибудь наблюдали за детьми в очереди к Санте? Если ребенок начинает плакать от страха в 5 метрах, он успокоится или будет плакать еще сильнее на коленях у Санты? Обычно дети начинают плакать еще сильнее. Тоже самое с собаками.
Если методы, перечисленные выше, кажутся не работающими с вашей собакой, возможно вы столкнулись со вторым непониманием о социализации.

2. Социализация – это не то же самое, что и коррекция поведения. Если собаке тяжело находится рядом с определенным типом людей (мужчины, дети, люди в шляпах и т.д.) или в каких-то определенных ситуациях (на прогулке, в машине, на поводке и т.д.), вы должны помочь ей. Но решением должно быть не социализация (а если вы попробуете «социализировать» собаку с пугающими факторами, вернитесь к пункту 1 – простое показывание новых предметов и ситуаций не является социализацией).

Если у вас щенок младше 4-х месяцев, который показывает сильный страх в новых ситуациях (пятится, прячется, скулит, пытается забраться к вам на руки), то у вас на руках поведенческая проблема, требующая неотложной помощи. Начните помогать собаке с поиска хорошего тренера в вашем районе.

Если у вас взрослая собака, которая боится других собак или людей, или собака, которые вы не можете нормально вывести на прогулку, потому что она безостановочно лает, вы так же выиграете, если индивидуально позанимаетесь с тренером или зоопсихологом, который поможет вам создать индивидуальную программу коррекции поведения для вашей собаки. В таких случаях просто социализации бывает недостаточно.

Я надеюсь, что больше владельцев будут уделять свое внимание социализации собак. Следуйте базовым правилам и помните о двух непониманиях о социализации.

Оригинал статьи на английском: http://www.robinkbennett.com/2013/08/14/two-misunderstandings-about-dog-socialization/
 
Периоды страхов у собак. Каковы их причины и как с ними справиться?

http://starsdust.ru/article/article531.html


article531.jpg
Бывает так, что Вы просыпаетесь утром, выходите на прогулку с Вашим четырехмесячным щенком, и вдруг малыш, который был всегда такой общительный и дружелюбный, внезапно начинает рычать и лаять на прохожих. Или Ваш восьмимесячный подросток категорически отказывается подниматься по ступенькам и съеживается при этом, как-будто его собираются ударить, чего Вы, конечно, никогда себе не позволяли. Такие изменения могут грянуть, как гром посреди ясного неба, и привести Вас в состояние замешательства и непонимания.

До того, как прибегнуть к таким радикальным мерам, как «обязательная» тренировка послушанию, которая зачастую проводится на основе силового воздействия и грубости (рывки поводком, крик, насильное обучение командам ). Или же начать самостоятельно воздействовать на собаку, прочитав множество советов в интернете или послушав «специалистов» на собачьей площадке, лучше подумайте, что могло стать причиной таких резких изменений в поведении. Для этого необходимо проанализировать последние две-три недели жизни собаки, потому что увеличение концентрации гормона стресса (кортизола) может существенно изменить поведение животного после 3-18(!) дней после специфического необычного события, которое могло повлиять на гормональный фон и, как следствие, поведение собаки. Что это может быть за событие? Да очень многое.

Периоды страхов у собак

Что может быть новым, непонятным, пугающим для молодой растущей собаки?! Быстро выехавшая машина из-за угла дома, драка в парке с собакой, царапина, полученная от соседской кошки, внезапно приехавшие шумные и нетактичные мелкие племянники, болезнь или смерть близких людей/животных, поход в ветеринарную клинику. Причин достаточно, и мозг определенной собаки может реагировать такие события весьма индивидуальным образом.

Также нужно учитывать такой момент, как длительный период физического и психического воздействия на собаку: выставки/соревнования и подготовка к ним, недельный поход в горы или лес, слишком частые и непродуманные тренировки и т.д. Некоторых собак длительные перегрузки приводят к хроническому стрессовому состоянию. Их реакции на вполне обычные и знакомые вещи меняется не в лучшую сторону.

Нужно также понимать, что причиной стрессового состояния организма могут быть, как негативные, так и положительные факторы. Не забываем о том, что причиной изменения поведения может быть болезнь, симптоматика которой вяло протекающая или вообще незаметна для человека.

Если Вы провели анализ и смогли обнаружить причину, которая привела к таким «новым» видам поведения у собаки, то с Вашей стороны будет правильно обратиться к грамотному тренеру (или ветеринару), который поможет Вам и собаке пройти через эту неприятную фазу (или вылечиться, если дело в болезни).

Но, что делать, если Вы не смогли обнаружить никакой явной причины изменения поведения у Вашей собаки, что могло повлиять на это?! Тогда можно с большой вероятностью утверждать, что Ваша собака (обычно молодая) проходит так называемый «периоды страхов». Периоды страха – это нормальное явление в развитии молодого животного; человеческого ребенка в том числе. Многие родители знают, что дети в возрасте от 2 до 12 лет как раз и проходят такой период становления во взрослом социуме. Но не так много владельцев собак осведомлены, что такие же изменения происходят в молодом организме собаки. Такие фазы изменения поведения обычно кратковременные и могут быть различной интенсивности в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей собаки.

Главное, не паниковать – периоды страха длятся от нескольких дней до 2-3 недель (если определенный вид поведения длится дольше, то стоит обратиться к специалисту).

Что является причиной появления страхов?! Этому есть простое логичное объяснение – значительные изменения в гормональном фоне, что характерно для периода интенсивного развития мозга и организма в целом, когда собака только начинает познавать окружающий мир.

• Первые страхи обычно проявляются на 8-9 неделе жизни щенка. Причина вполне очевидна – в таком возрасте малыша отлучают от матери, и он попадает в новую семью. Где он начинает самостоятельно и активно познавать окружающий мир без защиты и поддержки с родительской стороны. Границы мира маленького щенка становится намного шире. Дите начинает понимать, что есть и другие люди, возможно, есть и другие собаки; появляется понимание того, что родных сестер и братьев рядом уже нет, что ближайшее окружение кардинально изменилось. Это, конечно, естественные изменения в жизни щенка, но осознание того, что мир стал значительно больше, может подействовать пугающе на малыша.

• Второй период страхов обычно приходится на 4-хмесячный возраст щенка. Это обусловлено тем, что происходит интенсивное развитие щенка в молодую собаку. В этом возрасте собака уже обучается быть более самостоятельной, решать постоянно возникающие жизненные задачи более осознанно и зрело. Подрастающий щенок должен уметь вежливо и эффективно общаться с людьми, своими сородичами собаками, уважать их право на собственность и личные границы, исследовать и анализировать мир более детально и разносторонне. Очень часто случается так, что щенок, которые реагировал на те или иные вещи (действия) абсолютно спокойно, вдруг через несколько дней стал бояться их (лаять, напрыгивать, убегать, зажиматься).

• Третий период случается в 8-10 месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей собаки. Именно в этом возрасте юные собаки начинают осознавать свое место в этом мире, который «набрасывается» на них всей своей сложностью и несправедливостью (во всяком случае, так думают многие подростки, собаки в том числе). Молодые собаки не всегда в состоянии справиться с резким повышением уровнем гормонов, очень интенсивным развитием (физическим и когнитивным) и наступившей половой зрелостью. Обычно собаки успокаиваются к 2-2.5 годам, когда их мозг вполне созревает для того, чтобы реагировать на окружающий мир адекватно и по-взрослому.

Периоды страхов обычно связаны со значительными изменениями в личном и социальном развитии собаки. Их проявление во многом обусловлено гормональными изменениями, а также являются результатом повышения социальной активности молодого животного. Проявление естественного страха, наоборот, является признаком зрелости. Это хорошо, когда подрастающий щенок начинает ощущать страх в тех или иных ситуациях. Итак, как мы должны реагировать в такие периоды взросления щенка, какие действия должны быть с нашей стороны? Ответ прост – ничего делать не нужно! Единственное, что должен ощущать в такие дни щенок – это наша поддержка и понимание, помощь в том, чтобы справиться с минимальным вредом для его психики и здоровья.

Это очень деликатный и тонкий период в жизни молодой собаки, нужно просто потерпеть. Например, малыш начал бояться гулять по привычному для него пути – не заставляйте его, найдите компромиссный маршрут; щенок без видимых на то причин начал лаять на дворника – потерпите несколько дней, в большинстве случаев он успокоится; если Вы видите, что ему не по себе от Ваших обнимашек и тисканий (даже начинает огрызаться) – оставьте его на какое-то время и дайте ему больше личного пространства, времени быть одному.

Если собака начинает проявлять страх при виде определенного объекта (убегает, лает, съеживается, делает выпады), не пытайтесь подвергать ее форсированному «знакомству» с ним. Некоторые кинологи используют так называемую «технику полного погружения в страхи». На самом деле это может только усугубить страх животного перед данным предметом или проявиться в другом неприятном виде поведения. Например, если Вы не любите змей, то оставив Вас наедине с ними в замкнутой комнате – Вы вряд ли станете меньше бояться их. Мягкая, систематичная десенсибилизация (возвращение к нормальному психическому состоянию) может быть очень действенна, если взрослеющая собака не сможет самостоятельно справиться со своим состоянием. Что очень важно: избегайте грубого тона и использования команд – это может только усилить страхи животного и точно не способствует улучшению эмоционального и социального контакта между Вами.

Позвольте периоду страха идти своим путем – он закончится довольно быстро. Терпение в таких случаях жизненно важно для Вас и молодой собаки. Если мы научимся наблюдать и анализировать изменения в жизни быстро взрослеющего щенка, сможем обеспечить его пониманием и поддержкой в тяжелые для него периоды, то в итоге мы будем щедро вознаграждены, и сможем вскоре оценить, насколько прекрасной и интересной может быть совместная жизнь с любящей и благодарной Вам собакой.

Антон Волков wolcha.ru
 
Внезапно напуганный — второй период страхов у собак-подростков
http://justdogs.ru/behavior/vtoroy-period-strahov/
Если у вас щенок в возрасте от 6 до 18 месяцев (а иногда и старше!), и он вдруг начинает пугаться каких-то самых обычных вещей, ваши друзья-собачники, скорее всего, с умным видом скажут вам: «о, это второй период страхов».
Ваш щенок-подросток может внезапно начать демонстрировать страх, пятиться или облаивать то, с чем раньше легко взаимодействовал: люди в шляпах, пакеты, шлёпающие на ветру, люди на лестницах, велосипедах, мотоциклах, черные или плоскомордые собаки — это основной список раздражителей, на которые собаки вдруг начинают реагировать.

sylvi-second-fear-3-768x1024-225x300.jpg


Но что это такое — второй период страхов и что нам делать с этими внезапными испугами?
Второй период страхов не особенно хорошо описан в научных исследованиях, так же ведутся споры о том, когда он появляется (а это скорее всего зависит от породы и генетики) и проявляется ли вообще. Однако, хорошо описаны ситуации, когда собака может внезапно (и будет надеяться, что только временно) становиться более пугливой к определенным вещам.

Принято считать, что второй период страхов может проявиться в возрасте от 6 до 18 месяцев, во время периода социального созревания, когда собака переходит из детства во взрослую жизнь. В это время у собаки происходят сложные изменения в нервной системе и в гормональном состоянии. Внезапные страхи могут быть связаны с этими физиологическими изменениями в теле. Основной участок мозга, отвечающий за страх, — миндалевидное тело — увеличивается в этот период, а значит реагирует более остро на окружающую среду и гормоны стресса, которые находятся на самых высоких уровнях в подростковом периоде.

Если говорить с точки зрения эволюционной теории, второй период страхов часто коррелирует со временем (около 8-9 месяцев), когда подросшие щенки у диких или полудиких псовых уходят из их семейной группы и на свой страх и риск отправляются в большой неизведанный мир. Возможно, что период страхов в это время призван защищать щенков от слишком близкого знакомства с вещами, которые могут представлять опасность для них. Возможно, мы видим атавизмы того поведения и сегодня.

Не у всех собак будет второй период страхов, а у некоторых он будет не один (если вам не повезет!). Обычно он длится от 1 до 3 недель и требует внимательного отношения к собаке, т.к. есть риск, что у собаки может остаться страх к определенным вещам на всю жизнь, если они были частью очень травматичного опыта в этот чувствительный период.

Что мы должны делать?
  • Не заставляйте собаку встречаться лицом к лицу с ее страхами; не начинайте тут же мощную программу по социализации. Например, если ваша собака вдруг испугалась высоко мужчину в шляпе, не начинайте тут же водить ее мимо высоких мужчин в шляпах. Расстояние и время — вот, что вам нужно сейчас. Дайте собаке возможность наблюдать за пугающими объектами с расстояния, на котором собака может спокойно смотреть за объектом, и желательно дать собаке несколько дней отдыха после «пугающего инцидента», прежде чем снова подвергать воздействию такого же раздражителя.
  • Предоставьте собаке необходимое расстояние до пугающего объекта (например, другая сторона дороги), так, чтобы ваша собака оставалась ниже порога возбуждения — это значит, что собака находится в таком эмоциональном состоянии, когда она может справляться с ситуацией и не настолько перевозбуждена, что не может учиться новому. Плавная проработка без стресса — это ключ к позитивным ассоциациям.
  • Сделайте перерыв (как минимум несколько дней), чтобы собака «вышла из стресса» и вернулась к нормальному состоянию, прежде чем снова подвергать ее воздействию стимула. Предоставление времени на восстановление поможет вам избежать эффекта «наслоения раздражителей» (когда несколько пугающих вещей соединяются вместе и приводят к очень серьезному стрессу у собаки).
  • Следите за собой, чтобы не придавать пугающим вещам слишком большого значения — никогда не заставляйте собаку подойти в шуршащему пакету/пугающему кусту/человеку в странной шляпе. Давайте собаке выбор, хочет ли она сама подойти к пугающему объекту. Так же внимательно следите за языком тела собаки, чтобы понять, что она чувствует в этот момент. Так же мы применяем контркондиционирование к пугающим объектам на расстоянии, чтобы связать их появление с чем-то приятным для собаки (обычно это еда). Контркондиционирование требует определнных навыков, чтобы применять его правильно, поэтому проконсультируйтесь с дрессировщиком или зоопсихологом, если вам нужна помощь.
  • Не приманивайте собаку к пугающим объектам. Нам людям свойственно пытаться заставить наших собак (и детей!) встретиться со страхами лицом к лицу, но это не помогает в решении проблем. Если мы подманиваем собаку (едой в руке) к пугающему объекту, а собака следует за этой рукой, то в какой-то момент она может осознать, что она находится слишком близко к пугающему объекту и от этого испугаться еще больше. Подманивание к пугающим объектам так же не дает собаке свободы выбора, а мы считаем, что возможность сделать выбор — важная составляющая жизни собаки.
  • Не сделайте хуже. Если вы сталкиваете собаку с чем-то пугающим в неправильной манере или слишком близко или слишком долго, то вы рискуете сделать собаку более пугливой, а не менее напуганной.
  • Сосредоточьтесь на невозбуждающих активностях во время фазы боязливости. Работа носом, физиоупражнения на баланс тела — отличное решение. Так же старайтесь, чтобы в этот период собака находилась среди людей и собак, которых она знает и любит.
  • Не начинайте в это время что-то новое и то, что может вызвать у собаки стресс. Я отложила начало занятий гидротерапией, т.к. моя собака была в пугливой фазе в 6 месяцев и демонстрировала внезапный испуг от новых объектов и людей. Поход в новое место, работа с новым человеком, надевание спасательного жилета, душ, сушка компрессором и т.п. могли стать слишком сильным стрессом для нее в то время. Через две недели она вернулась в свое нормальное состояние, мы начали заниматься в бассейне, и у нее все получалось отлично.
  • Вспомните о ранней социализации — может быть остались пробелы, которые вы не закрыли? Часто зимних щенков забывают познакомить с солнечными очками и летними шляпами, а летних щенков с громоздкой зимней одеждой. Если вы обнаружили пробел, тогда корректирующая социализация будет хорошим решением. Не бойтесь попросить помощи в этом вопросе у сертифицированного тренера или зоопсихолога.
  • Проверьте здоровье собаки. Если вы видите, что поведение собаки изменилось очень резко, покажите собаку ветеринару. Всегда первым делом проверяйте здоровье при изменениях в поведении собаки. Страх и боль — тесно связаны и могут усиливать друг друга. Не делайте предположений, что это «просто поведенческое», просто потому, что собака молодая, очень важно первым делом исключить медицинский аспект.
Если пугливая фаза продолжается слишком долго или становится хуже, обратитесь за помощью, не откладывая. Все поведенческие отклонения проще скорректировать как только они появились, чем пытаться исправить потом, спустя месяцы или годы. Но в большиснтве случаев ваш нормальный подросток вернется достаточно быстро.

Автор: Laura McAuliffe, Dog Communication 2016. Оригинал статьи на английском

Перевод Лысикова Антонина
 
Последнее редактирование:
Социализация
http://dogschool.ru/node/280
Выявлено три вида стимуляции, которые влияют на развитие и формирование животного. Первый — ранняя нейростимуляция, второй — социализация. Первые два вида имеют одно общее качество — они ограничены определенным периодом. Когда Лоренц впервые написал о важности стимуляции, он писал об импринтинге на ранних этапах жизни и его влиянии на позднейшее развитии индивида. Он утверждает, что импринтинг отличается от условного научения и происходит очень быстро, результаты же его являются постоянными. Одно из первых и самых заметных исследований на крупных животных принадлежит Келлоггу и Келлогг (Kellogg, W.N. & Kellogg, The Ape and the Child, New York: McGraw Hill). Будучи учеником д-ра Келлогга, я обнаружил, что он и его жена имеют опасный интерес к детям и детенышам животных, и к изменениям и различиям в период раннего развития. Их исследование включало выращивание их новорожденного ребенка с новорожденным приматом. Оба младенца росли вместе, как близнецы. Этот труд, как и последующие, должен был показать, что среди млекопитающих есть огромные различия в скорости физического и психического развития. Некоторые рождаются относительно зрелыми и быстро способны двигаться и предвигаться, в то время как другие неразвиты, не могут передвигаться и медленно развиваются. Например, обезьяна резус показывает быстрое и преждевременное развитие с рождения, в том время как шимпанзе и другие приматы развиваются гораздо дольше. Самый медленный и поздний в развитии — человек.

Одной из самых ранних попыток исследовать и изучить существование социализации у собак было предпринято Скоттом и Фуллером (Scott & Fuller, (1965) Dog Behavior -The Genetic Basics, University Chicago Press). В ранних трудах они смогли продемонстрировать, что основная техника проверки существования социализации была показать, насколько охотно взрослые животные усыновят молодых или примут детенышей другого вида. Когда животное — приемный родитель — переносит свои социальные контакты на новые виды, исследователи заключают, что социализация имеет место. Большинство исследователей согласны, что среди всех видов недостаток адекватной социализации ведет к неприемлемому поведению и часто продуцирует нежелательную агрессию, навязчивость, трусость, сексуальную неадекватность и равнодушие к партнерам.

Исследования социализации подтвреждают, что критические периоды для человека — между тремя неделями и двенадцатью месяцами жизни. Для собак период короче, между четвертой и шестнадцатой неделями жизни. В эти критические периоды две вещи могут пойти неправильно. Во-первых, недостаток социальных контактов может помешать правильному эмоциональному развитию, что может негативно повлиять на развитие связи с человеком. Недостаток адекватной социальной стимуляции (уход, материнская забота, контакт с остальными) плохо влияет на социальное и психологическое развитие.

Во-вторых, чрезмерная опека может помешать правильному знакомству с остальными индивидами и ситуациями, которые имеют огромное влияние на рост и развитие. Литература показывает, что люди и животные схожим образом реагируют на недостаточную стимуляцию. У людей недостаток любви и объятий повышает риск развития в отчужденную, равнодушную, асоциальную или социопатическую личность. Чрезмерная материнская ласка тоже может иметь отрицательный эффект. Это происходит, когда ребенка ограждают от внешних контактов, или «привязывают к юбке», ограничивая возможности исследовать и взаимодействовать. В результате это порождает зависимую, социально неприспособленную и иногда эмоционально возбудимую личность.

Отсутствие внешнего социального взаимодействия и для детей, и для щенков обычно кончается недостатком обучаемости и социальной приспосабливаемости. Защищенный молодняк, который вырос в ограниченной среде, часто становится болезненным, подавленным, недостаточно гибким и неспособным устанавливать простые социальные связи. В общем, они неспособны продуктивно функционировать или успешно взаимодействовать во взрослом состоянии.

Владельцы, которые имеют напряженный рабочий график, часто вызывают проблемы у своих животных. Предоставленные самим себе, с редкими случайными выходами из дома или с участка, они редко видят других собак или людей и в целом страдают от недостатка стимуляции и социализации. Для большинства побочным эффектом являются одиночество и скука. Результатом этого становятся отклонения поведения в виде грызения, копания и непослушания.
Очевидно, что небольшое количество стресса, а затем ранняя социализация, могут привести к хорошим результатам. Опасность состоит в том, что неизвестны пороговые значения чрезмерной и недостаточной стимуляции. Многие неправильно социализированные детеныши вырастают неподготовленными к взрослой жизни, неспособные справляться со сложностями. Попытки ресоциализировать их во взрослом состоянии давали лишь небольшой успех. Это подтверждает, что «окно», открытое для ранней нейростимуляции и социализации, работает только один раз. После того, как оно закроется, можно сделать мало или почти ничего, чтобы преодолеть негативный эффект от чрезмерной или недостаточной стимуляции.

Третья, и заключительная часть процесса роста и развития — обогащение. В отличие от первых двух, у нее нет ограничений по времени, и она занимает довольно долгий период. Этот термин сложился как обозначение положительной суммы опыта, который имеет кумулятивный эффект для индивида. Обычно в обогащение включено знакомство с широким разнообразием интересного и нового с постоянной возможностью свободно исследовать, манипулировать и взаимодействовать с ним. В более поздний период те, кто рос в обогащенной среде, более любознательны и лучше справляются со сложными задачами. Обучающая ТВ-программа «Улица Сезам», возможно, самая известная из обогащающих передач. Результаты обследования детей показали, что те из них, кто ее регулярно смотрел, лучше справлялись с задачами, чем их ровесники, и позже поступали в колледж.

Схожая аналогия может быть проведена с собаками. Все время, пока они растут, они учатся, поскольку их нервная система развивается и накапливает информацию, которая может понадобиться позже в жизни. Исследования Скотта и Фуллера подтверждают, что щенки, выросшие в обедненной среде, при наличии выбора предпочитали оставаться в клетках. Те же, кто получал даже небольшую стимуляцию между пятой и восьмой неделей жизни, были более любознательны и очень активны. Если дверь клетки оставалась открытой, они тут же выходили наружу. Нестимулированные щенки более осторожны ко всему новому и склонны чаще отступать, чем исследовать. Даже хорошие щенки с прекрасными родословными не будут исследовать или выходить из клеток, и их трудно обучать в дальнейшем. Они во многих отношениях напоминают депривированных детей. Они предпочитают привычную и безопасную среду клетки миру вокруг них.

Регулярные выходы в парк, магазины и занятия по послушанию и аджилити служат хорошим предметом обогащающей активности. Преследование и апортировка мяча тоже, поскольку обеспечивает физическую нагрузку и приносит поощрение. Но не надо путать их с обогащающими упражнениями. Игры с мячом надо использовать как зарядку и игру или поощрение после возвращения с прогулки или занятия. Они не могут заменять походы в магазин или на занятия, которые дают собаке множество возможностей исследования и изучения.

Итак, выглядит очевидным, что стресс на ранних этапах жизни может принести положительные результаты. Опасность кроется в том, что неизвестны пороговые значения чрезмерной или недостаточной стимуляции. Однако отсутствие или недостаток адекватного количества стимуляции в целом дает негативные и нежелательные результаты. Поэтому стоит предположить, что применение описанной выше техники может дать положительный эффект. Каждое из них имеет кумулятивный эффект и поддерживает следующую стадию развития.

Заключение
Заводчики могут извлечь пользу из доступной информации по улучшению своих собак. В целом, наследственность отвечает за 35% качеств, но остальные 65% (выращивание, тренировка, питание) могут составить значительную разницу. При выращивании заводчики должны руководствоваться правилом, что надо ограждать щенков от недостаточной и чрезмерной стимуляции. Не игнорируя щенков в первые два месяца их жизни, они должны обеспечить правильный подход к ознакомлению их с детьми, людьми, игрушками и другими животными на регулярной основе. Уход и массаж всех частей тела щенков необходим с третьего дня жизни. Щенки, которых регулярно трогали с ранних дней, в целом не будут остерегаться рук во взрослом состоянии.

Из-за риска недостаточной стимуляции, техника стимуляции предложена на основе работ Арскески, Келогга и Йеркса, а также программы «Био Сенсор» (позже известной как «Программа Супер-собака»).

Опыт и исследования указывают на положительный эффект, которого можно достичь, используя раннюю нейростимуляцию, социализацию и опыт в обогащенной среде. Все это объясняет различия между индивидами в обучаемости, здоровье и потенциале. Кумулятивный эффект трех стадий хорошо задокументирован. Все они служат интересам владельцев, которые хотят получить высокие результаты. Все это вносит вклад в развитие и потенциал индивида.
 
Периоды социализации собак
http://wolcha.ru/shenki/4103-periody-socializacii-sobak.html
Новые сведения о поведении собак
Кларенс Пфаффенбергер

Поговорим о периодах социализации собак.

Неонатальный период (от 0 до 13 дней)

Именно в это время, по мере того как развиваются органы чувств щенка, он учится быть собакой. Сначала, когда щенки начинают двигаться по ящику, в котором появились на свет, их поведение совершенно не собачье. В этот период они пускают в ход свои развивающиеся органы чувств, чтобы исследовать окружающую среду, и именно в процессе положительного и отрицательного подкрепления они постепенно учатся действовать пособачьи. Например, они исследуют стенки своего жилища и затем карабкаются по ним наверх, как это делают кошки. Когда попытка заканчивается падением на спину, из этого отрицательного опыта щенки узнают, что не могут лазать, как кошки. Зато, передвигаясь на всех четырех лапах вдоль стен, они могут наткнуться на однопометника (другого щенка) и впервые заняться игрой, вернее, возней, которая впоследствии станет игрой, или вместе с ним устроиться спать. Положительный опыт, приобретаемый таким образом, гарантирует, что в будущем щенки будут ходить, бегать, вообще двигаться, как собаки.

Социализация собаки (от 14 до 49 дней)
Чем больше щенки становятся похожими на собак, тем более целенаправленной становится их первоначально беспорядочная возня. Играя, они возятся и кусаются острыми, как иголки, зубами, которыми наградила их матьприрода, и узнают, какой силы должен быть укус, чтобы он причинил боль, а когда их кусают в ответ, они узнают ощущение боли.

1469105939_9063564_orig.jpg



Фактически единственная цель, ради которой им даны зубы, состоит в том, чтобы причинять боль. На этом этапе жизни их зубы не годятся для того, чтобы рвать мясо, грызть кости, для охоты или других занятий взрослой собаки. У щенков очень слабые, недоразвитые челюстные мышцы, и как раз во время этого периода они должны научиться регулировать силу укуса. Укусив за ухо однопометника, они слышат его визг и благодаря этому узнают, что укусили слишком сильно.

В этот период мать постепенно перестает кормить щенков своим молоком (у одних сук материнское начало выражено сильнее, чем у других, и, следовательно, это происходит в разное время). Мать издает низкое предупреждающее ворчание и, если щенок не реагирует сразу, призывает его к порядку рычанием и пронизывающим взглядом. Она может даже встать над щенком, который к этому моменту уже переворачивается на спину и начинает визжать. В следующий раз, когда мать заворчит, щенок отреагирует немедленно.

Таков один из путей знакомства щенка с дисциплиной в период социализации в собачьем обществе. К сожалению, некоторые заводчики, наблюдая такое поведение матери по отношению к щенку (в котором она на самом деле распознала и подавляет особенное стремление к доминированию), зачастую предполагают, что мать не любит этого щенка и вполне способна убить его. В результате они изолируют щенка от матери или даже забирают его из помета и выкармливают искусственно.

В действительности очень редко случается, чтобы мать убила щенка в этот период его развития. К тому же очень важно, чтобы все это время щенки оставались со своими сородичами, тогда они станут уравновешенными "личностями" (взрослыми собаками). Не позволив матери должным образом воспитывать щенков с ярко выраженным стремлением к лидерству, заводчик, отдавая щенка будущему владельцу, вместе со щенком "подарит" ему массу проблем.

Основная функция этого периода социализации у собак состоит в том, чтобы щенок научился регулировать силу укуса, общаться с другими собаками, устанавливать иерархию, и, что также жизненно важно, он вступает в контакт с человеком. Заводчики должны регулярно брать щенков на руки, нежно переворачивать, проверять глаза, уши, зубы, лапы и прочее. Делая это, они не только дают щенкам приятный опыт общения с человеком, они также заставляют щенков пережить легкий стресс, что поможет им сформировать устойчивость к стрессу в дальнейшем. Щенки, которым дали возможность завершить данный период в обществе матери и других щенков, постоянно ощущая тепло и защищенность, и, кроме того, приобрести опыт контакта с людьми, вырастая, обычно становятся хорошо приспособленными к жизни взрослыми собаками.

Социализация в обществе людей

Научившись в первый период своего развития быть собаками среди собак, щенки должны теперь научиться быть собаками в человеческом окружении. Идеальный возраст, когда можно брать щенка из помета семь недель (49 дней). В это время хороший заводчик должен прибегнуть к помощи знающего тренера или специалиста по проблемам поведения, чтобы тот провел проверку способности к обучению каждого щенка из помета.

Со щенками этого возраста можно провести серию не вызывающих стресса тестов, которые помогут определить вероятный темперамент и характер каждого щенка, когда он вырастет. Тем самым можно будет правильно подобрать щенка для семьи, в которую его намерены отправить. Проверке подвергается генетический потенциал щенка, который у разных собак будет различным. Если проверку проводить в более поздний период развития, то на ее результат может повлиять воздействие среды, то есть условия жизни и воспитание. Все зависит от компетентности заводчика.

Я потерял счет владельцам, которые говорили, что не они выбирали своих собак, а собаки выбрали их. Когда они приехали посмотреть на щенков, их песик просто растолкал всех остальных и бросился к ним. Заводчик им рассказал, что именно этот щенок всегда был первым у миски с едой и рос более крупным и сильным, чем другие, потому что с самого рождения всегда присасывался к самому молочному паховому соску (он расположен в паховой области). К этому времени заводчик уже знает, что этот щенок самый смелый в помете настоящий лидер. Вот такой первый выбор, сделанный собакой, а не человеком, как правило, становится первым в ряду множества решений, которые и в дальнейшем собака будет принимать вместо хозяина.

Почти все знают, что неразумно выбирать самого маленького щеночка, сжавшегося от страха в углу комнаты, на которого не обращают внимания другие щенки. Многие люди все же позволяют взять чувствам верх над разумом и из жалости берут в дом именно этого щенка. Но мало кто способен предвидеть проблемы, которые могут возникнуть из-за того, что они взяли в дом щенка, который "выбрал их". Если вы хотите, чтобы у вас была легкоуправляемая, благовоспитанная собака, любимица семьи, вам следует выбрать достаточно уверенного в себе, но не слишком нахального щенка.

В идеальном случае именно заводчик должен решить, во-первых, относитесь ли вы к тому типу владельцев, которому он хотел бы доверить одного из щенков, и, во-вторых, правильно оценить атмосферу вашего дома, определить, какой именно щенок будет лучше всего соответствовать ей. К несчастью, мы живем в мире, далеком от идеала, и слишком многие заводчики занимаются разведением собак только ради выгоды.

Годами создавались разнообразные тесты для оценки пригодности щенков к определенным видам службы. Пфаффенбергер разработал тесты для отбора щенков, которые наиболее перспективны для ответственной службы в качестве собаки-поводыря. В 1975 году Уильям Кэмпбелл создал тесты для отбора щенков, которые лучше всего подходят для содержания в семье. Эти тесты могут быть полезны заводчикам, если они хотят продавать щенков для содержания в семье.

Период с восьмой по одиннадцатую неделю известен также как период запечатления страха. Если в это время щенок испытает страх или получит травму, это вполне может привести к тому, что связанные с чувством страха обстоятельства глубоко запечатлеются в памяти щенка и искоренить страх будет очень трудно. Новый владелец должен осознавать особенности этого периода в развитии щенка и стремиться избегать любых травмирующих ситуаций. В это время вполне можно нанести визит ветеринару, на прием к нему стоит записаться хотя бы для того, чтобы он приласкал щенка, угостил чем-нибудь и отпустил домой.

Период определения ранга (от 12 до 18 недель)

В этом возрасте щенки начинают превращаться в молодых взрослых собак. Их уверенность в себе в знакомой обстановке растет: они начинают позволять себе вольности, а иногда им даются такие права, которых они не получили бы, если бы все еще оставались с матерью и однопометниками, в стае диких собак или волков. Мы, люди, смотрим на двенадцати-шестнадцатинедельную собаку как на щенка и, следовательно, мы более терпимы в отношении некоторых вещей, которые он делает, мы прощаем щенку то, чего не потерпели бы от взрослой собаки. Однако мы должны сознавать, что собаки развиваются быстрее, чем люди, и точно так, как мы не потерпим бесцеремонности ребенка десяти-двенадцати лет, нам не следует мириться с нахальным поведением двенадцати-шестнадцатинедельного щенка.

Этот период также известен как возраст, когда режутся зубы и рвется связь с матерью. Иными словами, щенки становятся гораздо более уверенными в своих возможностях и впервые пытаются установить своего рода иерархию в смешанной стае "люди-собаки", в которой они живут.

В течение ряда последних лет доктор Ян Данбар проводил в Калифорнии исследования того, каким образом социализация щенка в возрасте от двенадцати до шестнадцати недель в среде собак и в обществе людей может благотворно повлиять на поведение взрослой собаки. Социализация включает щенячий детский сад, где маленькие собаки учатся не бояться больших собак, а большие собаки знают, как вести себя в присутствии маленьких. Во время специальных занятий инструкторы готовят молодых собак к тому, что им придется испытать в жизни, например к медицинским осмотрам когтей, ушей, глаз, носа, анальных желез и так далее. Всю семью, включая детей, приглашают посетить эти классы, где детей учат тому, как дрессировать своих молодых собак, чтобы они подходили на зов, оставались на месте, следовали за хозяином и так далее.
В то же время молодые собаки узнают, что общество беспокойных, шумных, подвижных, но предсказуемых в своих поступках детей это приятная компания, а не сборище тех, кого следует бояться или, что еще важнее, от кого нужно защищаться.

Возраст от двенадцати до восемнадцати недель был выбран по следующим причинам:

1. двенадцать недель это, пожалуй, самый ранний возраст, когда ветеринары могут позволить владельцам пускать щенков к другим собакам (это связано с прививками, которые нужно делать всем молодым щенкам).
2. восемнадцать недель в развитии собаки время, когда в ее организме происходят огромные изменения: у кобелей начинает возрастать уровень тестостерона, при этом начинает меняться не только их отношение к другим собакам, но и отношение других собак к ним, короче говоря, они уже не щенки.

Занятия в щенячьем детском саду становятся у нас все более популярными, и я бы посоветовал всем неопытным хозяевам молодых щенков справиться у ветеринара о ближайшем к их дому подобном учреждении. Результаты исследования убедительны. Щенки, посещавшие занятия, вырастая, в самом деле, становятся превосходными собаками. Они редко вступают в драки с другими собаками, редко ведут себя агрессивно по отношению к хозяевам и другим людям, а ветеринары считают, что их гораздо легче лечить.

Период инстинкта бегства (с 4 до 8 месяцев)

Инстинкт бегства это зов предков. В это время молодая собака, которая раньше всегда с радостной готовностью реагировала, когда ее подзывали, начинает странно вести себя: услышав зов, останавливается с отсутствующим взглядом, а затем решает отправиться в противоположном направлении.

На воле такое поведение было бы совершенно нормальным. Молодой кобель или сука, возможно, отправились бы на поиски партнера (примерно в это время у большинства сук наступает период первой течки) или просто самостоятельно обследовать территорию. У людей этому периоду соответствует возраст от четырнадцати до шестнадцати лет.

Инстинкт бегства проявляется не на всем протяжении периода от четырех до восьми месяцев, обычно странности поведения наблюдаются в течение нескольких дней, иногда около месяца. В дальнейшем сложности с выполнением команды "ко мне!" могут быть обусловлены тем, сколько удовольствия получил молодой пес, подчинившись зову предков. Например, молодой кобель, убежав, вспугнул кролика и преследует его, по пути он натыкается на семью на пикнике, которая отвлеклась от еды, чтобы поиграть в мяч в парке, он съедает их пирожные, сэндвичи и мороженое; только он покончил с лакомствами, как ему встречается симпатичная маленькая сука, которая вступает в веселую возню, и они вместе бегают по всему парку а затем, часа через два, он неожиданно сталкивается со своим хозяином. Вне себя от гнева, тот мечет громы и молнии. С удовольствиями все ясно. Возвращение к хозяину не сулит ничего хорошего, побег же обещает сплошные радости.

Владельцы собак должны знать об этом природном инстинкте и уделять особое внимание своим собакам в течение всего описанного выше периода. Как только они заметят, что собаку охватила жажда самостоятельных путешествий по знакомой местности для прогулок, нужно выводить ее на длинном или гибком поводке. На прогулку без поводка, напротив, нужно ходить в незнакомые собаке места. Прогулка по незнакомой территории повышает потребность в "сплоченности стаи", разумеется, при условии, что собака признает своего хозяина ее лидером.

Наступление половой зрелости (от 6 до 14 месяцев)

Во время этого периода происходят определенные гормональные изменения в организме, как кобелей, так и сук. Ограниченная способность организма справиться с изменениями создает у собак проблемы, сходные с проблемами подростков переходного возраста.

У некоторых молодых людей появляются прыщики, у некоторых развиваются проблемы, связанные с противоречащими здравому смыслу социальными установками, некоторые, хотя и немногие, просто проскакивают через все это без всяких проблем. Те из нас, у кого есть дети, знают, насколько травмирующими для них могут быть эти резкие гормональные скачки. Нас, родителей, это беспокоит и огорчает не меньше.

Наступление половой зрелости сказывается на собаках во многом сходным образом: в то время как силы организма направлены на то, чтобы адаптироваться к гормональным выбросам, начинают проявляться побочные действия. Незначительные изменения поведения становятся очевидными, одним из них может быть боязнь знакомых вещей. Классическим примером является ситуация, когда собака сталкивается с чемто, что она видела ежедневно, быть может, в течение месяцев, но словно вдруг перестает узнавать знакомый предмет. Собака будет лаять, рычать и пятиться от этого предмета. То, как хозяин справляется с ситуацией, может определить, по крайней мере, отчасти, всю ее дальнейшую жизнь. Если, например, собака начала лаять на знакомый стул, поставленный в непривычном месте, и владелец попытался успокоить собаку, побуждая ее подойти к стулу, то может случиться, что всю оставшуюся жизнь собака будет бояться этого стула. Дело в том, что подбадривание со стороны хозяина было воспринято собакой как награда за хорошее поведение ("Вот хороший мальчик").

Однако если хозяин понимает проблему "боязни знакомых вещей", он скажет: "Не будь такой глупой собакой!" пойдет, сядет на этот стул, и не будет обращать внимания на собаку, пока она не приблизится. Как правило, это действие вселяет в собаку мужество, поощряет ее подойти немедленно. Она осознает. "А! Так это тот самый стул. Я не узнала его, потому что он стоит не на месте".

То, как вы реагируете на глупое поведение в такой ситуации, может сформировать черты поведения собаки в будущем. С самого начала мы должны помнить об особенностях периода полового созревания у многих собак и подростков и решить раз и навсегда: мы ни за что не будем поощрять ненормальное поведение, потому что в нем отсутствует логика. Нашим пренебрежительным отношением мы можем добиться того, чтобы неправильное поведение не закрепилось. Если в течение последующих нескольких дней не наступает нормализация, то можно поискать какуюлибо другую причину, но для начала достаточно иметь представление об этом периоде в развитии щенка.

Зрелость (от 1 года до 4 лет)

Примерно до четырехмесячного возраста критические периоды развития очень схожи у собак всех пород. Позднее появляются незначительные различия. В целом можно сказать, что мелкие собаки вступают в каждую отдельную фазу в более раннем возрасте, чем крупные. Наступление полной зрелости приходится на период от одного до четырех лет, в зависимости от породы и размеров собаки.

Наступление полной зрелости следует считать началом второго периода возрастной классификации. В это время собака будет пытаться установить свою позицию в стае раз и навсегда. Если собака сумела добиться высокого ранга во время первого периода возрастной классификации (от двенадцати до шестнадцати недель), когда происходит определение ранга (см. выше), то тогда во втором периоде, в зависимости от темперамента собаки, попытка человека оспорить лидерство в стае может привести к агрессии. Случится это или нет, зависит от того, с какой собакой мы имеем дело, и от того, как поступает хозяин.

Некоторым собакам присуще то, что известно как активные оборонительные рефлексы. Другим, напротив, свойственны пассивные оборонительные рефлексы. Собака, обладающая активными оборонительными рефлексами, в ситуации вызова ответит на него агрессивными проявлениями. Собака с пассивными оборонительными рефлексами в этой ситуации продемонстрирует полное подчинение или гиперактивное и глупое щенячье поведение.

Если вы позволили своей собаке занять высокое положение в стае "человек-собака" и решили по какому-то поводу бросить собаке вызов, весьма вероятно, что вы спровоцируете агрессивную кон-фронтацию. Это особенно актуально для собак сторожевых пород. Вожак волчьей стаи наказал бы всякого другого волка, попытайся тот предъявить на что-то права, которых не имеет.

Не следует думать, что собака стала агрессивной, она просто ведет себя как собака, отстаивая свое высокое положение в иерархии. Характер поведения вашей собаки после достижения ею полной зрелости в основном является наиболее ярким проявлением того, что ей безнаказанно позволялось делать в течение предыдущих критических периодов развития.
 
Верх Низ