Современные представления о иммунитете
С середины XX века под системой иммунитета стали понимать систему лимфоидных клеток, которые обеспечивали в организме распознавание "своего" и "чужого".
В последние годы, в систему иммунитета начинают включать практически все клетки белой крови, а так же целый ряд других клеток. Основную же функцию иммунитета видят в защите организма от различных проявлений биологической агрессии, как экзогенного, так и эндогенного характера.
Во второй половине XIX века, когда в странах Европы интенсивно разрабатывались различные подходы к вакцинации, в медицинскую практику прочно входит термин "иммунитет". Этот термин был заимствован из латинского языка, где он употреблялся как политический термин. "Immunitas" - означающий неприкосновенность кого-либо, нераспространение на него общепринятых правил. (Кстати, этот термин используется в дипломатии и в настоящее время).
Первоначально под иммунитетом понимали состояние повышенной устойчивости (невосприимчивости) человека (или животного) к заражению. Изящество этого термина заключалось в том, что организм, обладающий иммунитетом, был как бы "неприкосновенным" для данной инфекции и общепринятые правила обязательного инфицирования всех представителей этого вида, на данный организм не распространялись.
Обычно такое иммунное состояние достигалось путем предварительной вакцинации или благодаря перенесенной ранее болезни. То есть, в те времена под иммунитетом практически понимали реакции вторичного иммунного ответа.
Дальнейшие попытки объяснить этот интригующий феномен невосприимчивости к инфекции приводят к детальному изучению различных реакций, возникающих при инфицировании организма.
Возникают две гениальные теории иммунитета - фагоцитарная Мечникова и гуморальная Эрлиха, стоявшие в начале на антагонистических позициях. Именно борьба этих теории и их всестороннее развитие позволили к середине XX века приподнять занавес над многими неизвестными механизмами защиты.
С 60-х годов XX-го столетия возникает новое понимание функций и предназначения иммунитета. В это время была открыта уникальная способность лимфоцитов к распознаванию генетически чужеродного материала. Выдающийся австралийский ученый Бернет создал свою теорию иммунитета. Иммунитет рассматривался им как основной механизм, направленный на дифференциацию "своего" и "чужого". И основная роль здесь принадлежала лимфоцитам, которые Бернет предлагал называть "иммуноцитами".
Исходя из необходимости отличать "свое" и "не свое", под иммунитетом стали понимать механизмы поддержания генетического постоянства внутренней среды организма. То есть специфический контроль за присутствием в организме именно "своих" клеток и уничтожение всего "чужого" (бактерий, опухолевых клеток, клеток чужеродного трансплантата и т.д.).
В дальнейшем многие авторы, описывая проявления иммунитета, связывали его только со специфическими реакциями лимфоидных клеток. Другие же клетки, активно участвующие в защитных реакциях организма (макрофаги, нейтрофилы, эозинофилы, дендритные клетки и др.) оказывались как бы вне сферы иммунологии. В лучшем случае их рассматривали как клетки, помогающие развитию "истинного" иммунитета. Это приводило к недопониманию многих процессов, происходящих при инфекционной патологии. Такой "лимфоцентристский" перекос почему-то особенно был выражен в отечественной литературе.
В последнее время все больше осмысливается разносторонность проявления иммунных реакций. В этой связи, обращают на себя внимание эволюционные аспекты формирования системы иммунитета. Бесспорно, что возникала она, прежде всего, как система защиты многоклеточных организмов от патогенных паразитов.
На первых этапах это были примитивные реакции фагоцитирующих амебоцитов и белков, подобных белкам системы комплемента и белкам "острой фазы". А уже на более развитых ступенях эволюции появляются лимфоидные клетки, осуществляющие специфические реакции на конкретный антиген, и циркулирующие, специфически направленные молекулы - антитела.
Замечательным свойством эволюции иммунной системы является то, что в процессе ее развития, появляющиеся более совершенные механизмы защиты не исключали более древних, предшествующих механизмов. Они развивались и совершенствовались параллельно, формируя, таким образом, взаимосвязанную, "эшелонированную" систему обороны от агрессии патогенных микроорганизмов.
Некоторые авторы, среди причин эволюции иммунитета, на первый план выдвигают необходимость сдерживания и контроля процессов мутагенеза, который должен возрастать в условиях увеличения массы тела и количества соматических клеток. Однако такой подход не вполне убедителен, поскольку вряд ли целью эволюции является простое увеличение количества соматических клеток в организме. Видимо речь здесь, скорее может идти об увеличении количества дифференциированных групп клеток, что явно поддерживается эволюционным процессом.
Таким образом, в последнее время формируется понимание иммунитета (системы иммунитета), как системы факторов, обеспечивающих внутреннюю защиту организма от экзогенной (бактерии, вирусы и др.) и эндогенной (измененные или опухолевые клетки) биологической агрессии. Эта система имеет несколько линий (эшелонов) обороны.
Базируется она на древних, эволюционно закрепившихся защитных реакциях, осуществляемых лейкоцитами и белками плазмы крови. Часто их называют неспецифическими факторами иммунитета.
Они первыми вступают в борьбу с инфекцией и обеспечивают примитивное распознавание (лектиноподобное распознавание) основных бактериальных антигенов, а так же поврежденных собственных клеток (по неэкранированным углеводным остаткам, денатурированным белкам, или отсутствию "своих" белков гистосовместимости).
Они же осуществляют процессы нейтрализации и элиминации (удаления) чужеродного материала, которые происходят в реакциях фагоцитоза, внеклеточного цитолиза, цитотоксических реакциях естественных киллеров (NK- клеток) или цитолитических эффектах комплемента.
Параллельно включается вторая, специфическая линия обороны. При этом биологический материал, образующийся в результате деятельности клеток неспецифической линии борьбы, служит фактором, запускающим реакции второй, специфической линии. Ими служат переработанные (процессированные) антигены и различные цитоксины.
При достаточно быстрой нейтрализации и удалении чужеродного материала (например, авирулентных или слабовирулентных микроорганизмов) развитие специфических иммунных реакций не поддерживается и затухает.
Однако при массивной дозе чужеродного материала или высокой вирулентности возбудителя реакция неспецифических факторов бывает интенсивной и значительно более длительной. Это означает, что первая линия испытывает существенные трудности и ей необходима помощь второй, специфической линии защиты.
Последующее включение второй линии, позволяет более эффективно, более "прицельно" и точно вести борьбу с возбудителем, несущим конкретные, специфические антигены. При этом возрастает и эффективность базовых реакций неспецифического иммунитета, поскольку специфические антитела, сорбируясь на мембранах киллерных клеток или мишеней, как бы указывают, куда конкретно должна быть направлена атака.
Биологический смысл временного отставания в развитии реакций специфической системы вполне очевиден. Он заключается в том, что резервы этой системы не расходуются "по мелочам", на агрессию, не представляющую опасности для жизни организма хозяина.
При запуске реакций, приводящих к развитию выраженного специфического ответа, автоматически происходит образование, и накопление долгоживущих клеток памяти. Повторная встреча с комплиментарным антигеном, приводит к их ускоренному и интенсивному размножению. В итоге количество защитных факторов (активированных клеток и антител) оказывается настолько значительным, что внедрившийся возбудитель быстро и эффективно нейтрализуется и удаляется. Клинические проявления болезни при этом, крайне незначительны или не выявляются вовсе. В данном случае можно говорить о невосприимчивости к данной болезни.
Таким образом, понимание иммунитета, как многофакторной и многоэтапной системы защиты организма, наиболее оптимально на современном этапе.
В настоящее время предлагается разделять все разнообразные формы иммунного ответа на два основных типа - врожденный и приобретенный.
Врожденный или нативный (англ. Innate) иммунитет связывают с проявлением неспецифических реакций фагоцитов, эозинофилов, комплемента и др. То есть эти механизмы защиты функционируют и предсуществуют с момента рождения.
Часто в отечественной, особенно старой литературе встречается определение врожденного (конституционного) иммунитета, как невосприимчивости одного вида живых существ к инфекции другого. Например, человек не болеет чумой свиней и наоборот. Но в данном случае не вполне корректно говорить об иммунитете. Просто у данного вида отсутствуют условия (адгезивные рецепторы, температура, ферменты и т.д.) для нормального, эволюционно-детерминированного паразитирования этого возбудителя. Грубо говоря, если не удается заразить вирусом AIDS компьютер "Рentium", то нельзя же серьезно говорить о наличии у него врожденного иммунитета. Просто у этой системы свои "вирусы".
Приобретенный или адаптивный иммунитет связывают со специфической функцией лимфоцитов. Действительно, антигенспецифические реакции этих клеток не предсуществуют изначально, т.е. от рождения. Они развиваются и закрепляются в ответ на массированное проникновение антигенов во внутреннюю среду организма. Такой тип иммунитета приобретается. В западной литературе его называют адаптивным.
Еще раз хочется обратить внимание читателя на тесную взаимосвязь специфических и неспецифических факторов иммунитета, их взаиморегулирование и слаженные, генетически запрограммированные, действия по надзору за антигенным постоянством и защитой внутренней среды организма.
http://www.sharpeihome.ru/pages/187
С середины XX века под системой иммунитета стали понимать систему лимфоидных клеток, которые обеспечивали в организме распознавание "своего" и "чужого".
В последние годы, в систему иммунитета начинают включать практически все клетки белой крови, а так же целый ряд других клеток. Основную же функцию иммунитета видят в защите организма от различных проявлений биологической агрессии, как экзогенного, так и эндогенного характера.
Во второй половине XIX века, когда в странах Европы интенсивно разрабатывались различные подходы к вакцинации, в медицинскую практику прочно входит термин "иммунитет". Этот термин был заимствован из латинского языка, где он употреблялся как политический термин. "Immunitas" - означающий неприкосновенность кого-либо, нераспространение на него общепринятых правил. (Кстати, этот термин используется в дипломатии и в настоящее время).
Первоначально под иммунитетом понимали состояние повышенной устойчивости (невосприимчивости) человека (или животного) к заражению. Изящество этого термина заключалось в том, что организм, обладающий иммунитетом, был как бы "неприкосновенным" для данной инфекции и общепринятые правила обязательного инфицирования всех представителей этого вида, на данный организм не распространялись.
Обычно такое иммунное состояние достигалось путем предварительной вакцинации или благодаря перенесенной ранее болезни. То есть, в те времена под иммунитетом практически понимали реакции вторичного иммунного ответа.
Дальнейшие попытки объяснить этот интригующий феномен невосприимчивости к инфекции приводят к детальному изучению различных реакций, возникающих при инфицировании организма.
Возникают две гениальные теории иммунитета - фагоцитарная Мечникова и гуморальная Эрлиха, стоявшие в начале на антагонистических позициях. Именно борьба этих теории и их всестороннее развитие позволили к середине XX века приподнять занавес над многими неизвестными механизмами защиты.
С 60-х годов XX-го столетия возникает новое понимание функций и предназначения иммунитета. В это время была открыта уникальная способность лимфоцитов к распознаванию генетически чужеродного материала. Выдающийся австралийский ученый Бернет создал свою теорию иммунитета. Иммунитет рассматривался им как основной механизм, направленный на дифференциацию "своего" и "чужого". И основная роль здесь принадлежала лимфоцитам, которые Бернет предлагал называть "иммуноцитами".
Исходя из необходимости отличать "свое" и "не свое", под иммунитетом стали понимать механизмы поддержания генетического постоянства внутренней среды организма. То есть специфический контроль за присутствием в организме именно "своих" клеток и уничтожение всего "чужого" (бактерий, опухолевых клеток, клеток чужеродного трансплантата и т.д.).
В дальнейшем многие авторы, описывая проявления иммунитета, связывали его только со специфическими реакциями лимфоидных клеток. Другие же клетки, активно участвующие в защитных реакциях организма (макрофаги, нейтрофилы, эозинофилы, дендритные клетки и др.) оказывались как бы вне сферы иммунологии. В лучшем случае их рассматривали как клетки, помогающие развитию "истинного" иммунитета. Это приводило к недопониманию многих процессов, происходящих при инфекционной патологии. Такой "лимфоцентристский" перекос почему-то особенно был выражен в отечественной литературе.
В последнее время все больше осмысливается разносторонность проявления иммунных реакций. В этой связи, обращают на себя внимание эволюционные аспекты формирования системы иммунитета. Бесспорно, что возникала она, прежде всего, как система защиты многоклеточных организмов от патогенных паразитов.
На первых этапах это были примитивные реакции фагоцитирующих амебоцитов и белков, подобных белкам системы комплемента и белкам "острой фазы". А уже на более развитых ступенях эволюции появляются лимфоидные клетки, осуществляющие специфические реакции на конкретный антиген, и циркулирующие, специфически направленные молекулы - антитела.
Замечательным свойством эволюции иммунной системы является то, что в процессе ее развития, появляющиеся более совершенные механизмы защиты не исключали более древних, предшествующих механизмов. Они развивались и совершенствовались параллельно, формируя, таким образом, взаимосвязанную, "эшелонированную" систему обороны от агрессии патогенных микроорганизмов.
Некоторые авторы, среди причин эволюции иммунитета, на первый план выдвигают необходимость сдерживания и контроля процессов мутагенеза, который должен возрастать в условиях увеличения массы тела и количества соматических клеток. Однако такой подход не вполне убедителен, поскольку вряд ли целью эволюции является простое увеличение количества соматических клеток в организме. Видимо речь здесь, скорее может идти об увеличении количества дифференциированных групп клеток, что явно поддерживается эволюционным процессом.
Таким образом, в последнее время формируется понимание иммунитета (системы иммунитета), как системы факторов, обеспечивающих внутреннюю защиту организма от экзогенной (бактерии, вирусы и др.) и эндогенной (измененные или опухолевые клетки) биологической агрессии. Эта система имеет несколько линий (эшелонов) обороны.
Базируется она на древних, эволюционно закрепившихся защитных реакциях, осуществляемых лейкоцитами и белками плазмы крови. Часто их называют неспецифическими факторами иммунитета.
Они первыми вступают в борьбу с инфекцией и обеспечивают примитивное распознавание (лектиноподобное распознавание) основных бактериальных антигенов, а так же поврежденных собственных клеток (по неэкранированным углеводным остаткам, денатурированным белкам, или отсутствию "своих" белков гистосовместимости).
Они же осуществляют процессы нейтрализации и элиминации (удаления) чужеродного материала, которые происходят в реакциях фагоцитоза, внеклеточного цитолиза, цитотоксических реакциях естественных киллеров (NK- клеток) или цитолитических эффектах комплемента.
Параллельно включается вторая, специфическая линия обороны. При этом биологический материал, образующийся в результате деятельности клеток неспецифической линии борьбы, служит фактором, запускающим реакции второй, специфической линии. Ими служат переработанные (процессированные) антигены и различные цитоксины.
При достаточно быстрой нейтрализации и удалении чужеродного материала (например, авирулентных или слабовирулентных микроорганизмов) развитие специфических иммунных реакций не поддерживается и затухает.
Однако при массивной дозе чужеродного материала или высокой вирулентности возбудителя реакция неспецифических факторов бывает интенсивной и значительно более длительной. Это означает, что первая линия испытывает существенные трудности и ей необходима помощь второй, специфической линии защиты.
Последующее включение второй линии, позволяет более эффективно, более "прицельно" и точно вести борьбу с возбудителем, несущим конкретные, специфические антигены. При этом возрастает и эффективность базовых реакций неспецифического иммунитета, поскольку специфические антитела, сорбируясь на мембранах киллерных клеток или мишеней, как бы указывают, куда конкретно должна быть направлена атака.
Биологический смысл временного отставания в развитии реакций специфической системы вполне очевиден. Он заключается в том, что резервы этой системы не расходуются "по мелочам", на агрессию, не представляющую опасности для жизни организма хозяина.
При запуске реакций, приводящих к развитию выраженного специфического ответа, автоматически происходит образование, и накопление долгоживущих клеток памяти. Повторная встреча с комплиментарным антигеном, приводит к их ускоренному и интенсивному размножению. В итоге количество защитных факторов (активированных клеток и антител) оказывается настолько значительным, что внедрившийся возбудитель быстро и эффективно нейтрализуется и удаляется. Клинические проявления болезни при этом, крайне незначительны или не выявляются вовсе. В данном случае можно говорить о невосприимчивости к данной болезни.
Таким образом, понимание иммунитета, как многофакторной и многоэтапной системы защиты организма, наиболее оптимально на современном этапе.
В настоящее время предлагается разделять все разнообразные формы иммунного ответа на два основных типа - врожденный и приобретенный.
Врожденный или нативный (англ. Innate) иммунитет связывают с проявлением неспецифических реакций фагоцитов, эозинофилов, комплемента и др. То есть эти механизмы защиты функционируют и предсуществуют с момента рождения.
Часто в отечественной, особенно старой литературе встречается определение врожденного (конституционного) иммунитета, как невосприимчивости одного вида живых существ к инфекции другого. Например, человек не болеет чумой свиней и наоборот. Но в данном случае не вполне корректно говорить об иммунитете. Просто у данного вида отсутствуют условия (адгезивные рецепторы, температура, ферменты и т.д.) для нормального, эволюционно-детерминированного паразитирования этого возбудителя. Грубо говоря, если не удается заразить вирусом AIDS компьютер "Рentium", то нельзя же серьезно говорить о наличии у него врожденного иммунитета. Просто у этой системы свои "вирусы".
Приобретенный или адаптивный иммунитет связывают со специфической функцией лимфоцитов. Действительно, антигенспецифические реакции этих клеток не предсуществуют изначально, т.е. от рождения. Они развиваются и закрепляются в ответ на массированное проникновение антигенов во внутреннюю среду организма. Такой тип иммунитета приобретается. В западной литературе его называют адаптивным.
Еще раз хочется обратить внимание читателя на тесную взаимосвязь специфических и неспецифических факторов иммунитета, их взаиморегулирование и слаженные, генетически запрограммированные, действия по надзору за антигенным постоянством и защитой внутренней среды организма.
http://www.sharpeihome.ru/pages/187